Правила по охране труда при эксплуатации автомобильного и городского электрического транспорта
Правила выпущены издательством «Энергопресс».
Правила содержат шесть глав
ГЛАВА 1 содержит общие положения и область применения:
1. Настоящие Правила устанавливают требования по охране труда при эксплуатации автомобильного и городского электрического транспорта.
Настоящие Правила не устанавливают требования по охране труда при эксплуатации коммуникаций автомобильного и городского электрического транспорта (дорогам, терминалам и иным сооружениям, используемым при выполнении автомобильных перевозок, а также линиям городского электрического транспорта, включающим рельсовые пути, контактные сети, иные сооружения и устройства, имеющие наземное (надземное) расположение и используемые при выполнении перевозок пассажиров городским электрическим транспортом).
2. Для целей настоящих Правил используются термины и их определения в значениях, установленных Законом Республики Беларусь от 23 июня 2008 г. № 356-З «Об охране труда», Законом Республики Беларусь от 14 августа 2007 г. № 278-З «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках», Правилами дорожного движения, утвержденными Указом Президента Республики Беларусь от 28 ноября 2005 г. № 551, а также следующие термины и их определения:
- городской электрический транспорт (далее – городской электротранспорт) – трамваи, троллейбусы, в том числе троллейбусы с автономным ходом (далее, если не определено иное, – троллейбусы);
- опасная зона – пространство, в котором на работающих, эксплуатирующих автомобильный транспорт и городской электротранспорт (далее – работающие), воздействуют опасности, исходящие от транспортных средств;
- ток утечки – электрический ток, протекающий в землю или на открытые, сторонние проводящие части и защитные проводники при нормальных условиях;
- троллейбус с автономным ходом – троллейбус, имеющий установку определенного типа накопителей энергии (аккумуляторов или суперконденсаторов), с помощью которых он определенное расстояние может проезжать без подключения к контактной сети;
- эксплуатация транспортных средств – деятельность, осуществляемая при работе на транспортных средствах, выполнении работ по техническому обслуживанию и ремонту (далее, если не установлено иное, – ТОиР), уборке, мойке и хранению (стоянке) транспортных средств.
3. Требования по охране труда, содержащиеся в настоящих Правилах, направлены на обеспечение здоровых и безопасных условий труда работающих, и распространяются на работодателей независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющих деятельность по организации производства и труда, связанного с эксплуатацией транспортных средств (далее – работодатели).
4. При эксплуатации транспортных средств должны соблюдаться требования Закона Республики Беларусь «Об охране труда», Правил по охране труда, утвержденных постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 1 июля 2021 г. № 53, настоящих Правил, а также других нормативных правовых актов, в том числе технических нормативных правовых актов, являющихся в соответствии с законодательными актами и нормативными правовыми актами Правительства Республики Беларусь обязательными для соблюдения (далее, если не определено иное, – технические нормативные правовые акты), технических регламентов Таможенного союза и Евразийского экономического союза, локальных правовых актов, технической документации, эксплуатационных документов организаций-изготовителей (далее – эксплуатационные документы).
5. Организация работы по охране труда при эксплуатации транспортных средств осуществляется в соответствии с главой 2 Правил по охране труда.
6. Работодатели для создания здоровых и безопасных условий труда работающих в порядке, установленном законодательством, обеспечивают:
- наличие соответствующей группы по электробезопасности у работников, занятых эксплуатацией городского электротранспорта;
- проведение предрейсовых и иных медицинских обследований водителей автомобилей, троллейбусов, трамваев (далее, если не указано иное, – водители), контроля их состояния на предмет нахождения в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ;
- соблюдение требований, установленных пунктом 242 Правил автомобильных перевозок пассажиров, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 июня 2008 г. № 972, пунктом 327 Правил автомобильных перевозок грузов, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 июня 2008 г. № 970.
7. Работодатель обязан обеспечивать безопасность при эксплуатации капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений (далее, если не установлено иное, – помещения), территории, оборудования, и применении охлаждающих жидкостей (антифриза, тосола), моющих средств, смазочных материалов (антикоррозионных масел, пластичных смазок), кислоты, щелочи, электролита, грунтовок-преобразователей и прочих средств, используемых при эксплуатации, ТОиР, мойке транспортных средств.
8. При эксплуатации транспортных средств на работающих возможно воздействие следующих вредных и (или) опасных производственных факторов:
- движущиеся транспортные средства и другие машины и механизмы, подвижные части оборудования;
- падающие предметы, инструмент;
- разрушение конструкций грузоподъемных механизмов, применяемых для подъема транспортных средств;
- повышенная загазованность и запыленность воздуха рабочей зоны;
- повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны;
- повышенные уровни шума и вибрации на рабочих местах;
- повышенная влажность воздуха;
- повышенные уровни статического электричества;
- повышенное напряжение в электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека;
- токсичные и раздражающие химические вещества, проникающие в организм человека через органы дыхания, желудочно-кишечный тракт, кожные покровы и слизистые оболочки;
- физические перегрузки;
- иные вредные и (или) опасные производственные факторы.
В ГЛАВЕ 2 приведены требования при подготовке транспортных средств к выезду и порядок их движения по территории мест хранения (стоянки) или ремонта:
9. Техническое состояние и укомплектованность транспортных средств, их узлов и агрегатов должны соответствовать требованиям технических нормативных правовых актов, настоящих Правил, а также эксплуатационных документов.
10. Перед выездом в рейс водитель автомобиля должен быть ознакомлен с метеорологическими условиями по маршруту его движения и особенностями перевозимого груза.
11. При подготовке к выезду транспортное средство подлежит осмотру в установленном работодателем порядке уполномоченным должностным лицом работодателя и водителем на предмет соответствия его технического состояния требованиям, установленным Правилами дорожного движения и техническими нормативными правовыми актами, являющимися в соответствии с законодательными актами и постановлениями Правительства Республики Беларусь обязательными для соблюдения, настоящими Правилами.
Для осмотра транспортного средства в темное время суток используются переносные электрические светильники с предохранительной сеткой напряжением не выше 12 В или электрический фонарь с автономным питанием.
12. Порядок осмотра транспортного средства на предмет соответствия его технического состояния требованиям технических нормативных правовых актов, проверки его исправности и комплектности устанавливается локальным правовым актом.
13. Проверять техническое состояние транспортных средств и их агрегатов при выпуске на линию и возвращении с линии следует при заторможенных колесах с использованием стояночного тормоза и при выключенном двигателе. Исключение составляют случаи опробования тормозной системы транспортных средств.
14. Контроль тормозных систем (рабочей, запасной, стояночной) транспортного средства на ходу проводится на площадках, размеры которых должны исключать возможность наезда транспортного средства на работающих и помещения в случае неисправности тормозных систем.
15. На бортах автомобилей-самосвалов должна быть нанесена контрастной несмываемой краской надпись «Не работать без упора под поднятым кузовом!».
[..]
ГЛАВА 3 содержит требования к уборке и мойке транспортных средств, их агрегатов и деталей:
47. Транспортные средства, подлежащие уборке и мойке, устанавливаются на специально предназначенные для этого места, определяемые работодателем (далее, если не установлено иное, – посты мойки).
48. Помещение поста мойки транспортного средства должно быть оборудовано системой вентиляции и устройствами очистки для повторного использования сточных вод.
49. Не допускается уборка и мойка:
- транспортного средства во время его движения;
- неосвещенного салона транспортного средства в темное время суток.
50. При объявлении водителем о перемещении транспортного средства на другое место работающие, занятые уборкой или мойкой транспортного средства, прекращают свою работу.
51. Перед началом уборки салона транспортного средства работающему необходимо предварительно убедиться в том, что все люки в полу транспортного средства закрыты, а токоприемники сняты с контактных проводов.
Работающему, занятому уборкой, не разрешается самовольно поднимать токоприемники к контактным проводам для включения освещения. Эта работа должна выполняться водителем.
52. Лестницы, применяемые при уборке транспортных средств, должны эксплуатироваться в соответствии с требованиями технических нормативных правовых актов, устанавливающими требования безопасности при работе на высоте, и содержаться в исправном состоянии.
53. При уборке транспортных средств работающим не допускается:
- открывать люки в полу и сметать через них мусор;
- прикасаться к электрическим аппаратам и самовольно закрывать (открывать) их;
- проводить мойку (протирку) разбитых (лопнувших) стекол в окнах и дверях транспортного средства.
54. В электробусах и троллейбусах с автономным ходом запрещается:
- мыть пол поливом из шланга;
- пользоваться скребками при очистке наружной поверхности кузова от грязи или льда;
- чистить сильфон и узел сочленения струей высокого давления.
[..]
В ГЛАВЕ 4 определены требования при работе на транспортных средствах:
69. При работе на транспортных средствах работодатель должен обеспечить требуемый режим труда и отдыха водителей в соответствии с Положением о рабочем времени и времени отдыха водителей автомобильного транспорта, утвержденным постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 25 ноября 2010 г. № 82, Положением о рабочем времени и времени отдыха водителей троллейбусов и трамваев, утвержденным постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 10 октября 2014 г. № 35.
70. Перед заправкой системы охлаждения двигателя охлаждающей жидкостью необходимо проверить герметичность системы охлаждения в соединительных шлангах, радиаторе, сальниках водяного насоса.
71. Заправку системы охлаждения двигателя антифризом (тосолом) необходимо проводить только при помощи специально предназначенной для этой цели тары. Тара, используемая для заправки антифризом (тосолом), должна быть очищена, промыта и иметь надпись «Только для антифриза (тосола)».
72. После каждой заправки антифризом (тосолом) работающий должен вымыть руки водой с мылом.
73. Перечень мелких технических неисправностей (неполадок), возникших во время работы на маршруте движения (линии), которые могут устраняться водителем на линии, устанавливается работодателем с учетом перечня неисправностей транспортных средств и условий, при которых запрещается их участие в дорожном движении, определенных приложением 4 к Правилам дорожного движения.
Устранение возникших во время работы на маршруте движения (линии) мелких технических неисправностей (неполадок) транспортного средства, не требующих разборки механизмов, проводится водителем с соблюдением мер безопасности. При отсутствии у водителя необходимых приспособлений и инструмента ремонт не допускается.
74. Водителю не допускается самовольно привлекать к ремонту транспортного средства на линии посторонних лиц.
75. При работе на транспортных средствах не допускается:
- подавать транспортное средство на погрузочно-разгрузочную эстакаду, если на ней нет ограждения и колесоотбойного бруса;
- перемещать транспортное средство с поднятым кузовом (за исключением выполнения работ по разгрузке);
- подогревать двигатель транспортного средства открытым пламенем;
- использовать в кабине транспортного средства не предусмотренные конструкцией средства для обогрева.
76. Во время стоянки транспортных средств водителям и другим работающим не допускается:
- отдыхать в кабине, салоне или закрытом кузове транспортного средства при работающем двигателе;
- использовать паяльные лампы или газовые плиты для обогрева кабины или салона, разогрева и приготовления пищи в кабине или салоне автомобиля.
Для обогрева кабины или салона автомобиля при ночлеге необходимо использовать установленный на автомобиль отопительный прибор, предназначенный для этой цели.
Допускается устраивать продолжительный отдых либо ночлег в кабине или салоне автомобиля, оборудованного организацией-изготовителем, специальным спальным местом при условии соблюдения требований, изложенных в частях первой и второй настоящего пункта.
[..]
ГЛАВА 5 устанавливает требования при техническом обслуживании и ремонте транспортных средств:
112. При выполнении работ по ТОиР транспортных средств должны соблюдаться требования пунктов 69, 70, 72–78 общих санитарно-эпидемиологических требований к содержанию и эксплуатации капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и иных объектов, принадлежащих субъектам хозяйствования, утвержденных Декретом Президента Республики Беларусь от 23 ноября 2017 г. № 7, пунктов 37–39, 43 и 44 специфических требований по обеспечению пожарной безопасности взрывоопасных и пожароопасных производств, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20 ноября 2019 г. № 779, а также технических нормативных правовых актов, являющихся в соответствии с законодательными актами и постановлениями Правительства Республики Беларусь обязательными для соблюдения, настоящих Правил, эксплуатационных документов.
113. Выполнение работ по ТОиР транспортных средств проводится в специально отведенных местах (далее, если не установлено иное, – посты ТОиР), оснащенных необходимыми приборами и приспособлениями, инвентарем, оборудованием, предназначенными для выполнения соответствующих видов работ.
Ворота или двери помещений для ТОиР транспортных средств оборудуются надежными устройствами для фиксации их в закрытом и открытом положениях.
Помещения для ТОиР автомобилей должны оснащаться упорами или башмаками, устанавливаемыми под колеса, и страховочными подставками (тумбами, козелками) в соответствии с технологической потребностью.
114. На посты ТОиР транспортные средства должны подаваться в чистом и сухом состоянии.
115. Работающие, выполняющие работы по ТОиР транспортных средств, обеспечиваются соответствующими исправными инструментом и приспособлениями, подмостями или лестницами-стремянками. Подмости должны быть устойчивыми и иметь поручни и лестницу. Металлические опоры подмостей должны быть надежно связаны между собой. Выполнение сварочных работ, работ с применением ручного электромеханического, пневматического инструмента с приставных лестниц не допускается.
Работники по профессиям рабочих, выполняющие работы по ТОиР транспортных средств, обеспечиваются средствами индивидуальной защиты, смывающими и обезвреживающими средствами в соответствии с установленными нормами.
ГЛАВА 6 формулирует требования к местам хранения (стоянки) транспортных средств
227. Хранение (стоянка) транспортных средств допускается в помещениях и на специально отведенных для хранения (стоянки) транспортных средств площадках (открытых или с навесами).
228. Площадки и полы в помещениях для хранения (стоянки) транспортных средств должны иметь разметку, определяющую места расстановки и проездов транспортных средств.
229. Расстановка транспортных средств в местах хранения (стоянки) осуществляется в порядке, определяемом работодателем.
230. Места хранения должны предусматривать возможность отбуксировки транспортных средств автомобилем-тягачом (при необходимости).
231. Помещения и открытые площадки для хранения транспортных средств должны быть оснащены буксирными тросами и жесткими буксирными устройствами (штангами) из расчета один трос или штанга на 10 автомобилей (троллейбусов).
232. Помещения для хранения (стоянки) транспортных средств должны иметь ворота, открывающиеся наружу и фиксируемые в открытом положении. Проезд перед воротами должен постоянно оставаться свободным.
233. Ширина проезда между транспортными средствами в помещениях для хранения (стоянки) должна быть достаточной для свободного въезда транспортного средства на свое место (за один маневр).
234. После постановки транспортного средства в помещение для хранения (стоянки) двигатель должен быть выключен, транспортное средство должно быть заторможено стояночным тормозом.
235. Хранение (стоянка) автомобилей, автобусов, работающих на газомоторном топливе, осуществляется в соответствии с требованиями технических нормативных правовых актов в области пожарной безопасности, настоящих Правил и других технических нормативных правовых актов.
[..]
СОДЕРЖАНИЕ:
ГЛАВА 1 Общие положения
ГЛАВА 2 Требования при подготовке транспортных средств к выезду и порядок их движения по территории мест хранения (стоянки) или ремонта
ГЛАВА 3 Требования к уборке и мойке транспортных средств, их агрегатов и деталей
ГЛАВА 4 Требования при работе на транспортных средствах
ГЛАВА 5 Требования при техническом обслуживании и ремонте транспортных средств
ГЛАВА 6 Требования к местам хранения (стоянки) транспортных средств
При покупке документов с помощью сайта, издательство обеспечит их бесплатную доставку в любую точку Беларуси. Доставка осуществляется заказными бандеролями или экспресс-посылками, которые прибудут прямо по указанному вами адресу и будут переданы вам под роспись.
Чтобы купить Правила с бесплатной доставкой по Беларуси, воспользуйтесь этим счетом или позвоните в издательство по любому из номеров: (029) 385-96-66, (017) 385-96-66.