Правила по охране труда при эксплуатации конвейерных, трубопроводных и других транспортных средств непрерывного действия, 2025
Постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 29 августа 2025 г. № 88 утверждены НОВЫЕ Правила по охране труда при эксплуатации конвейерных, трубопроводных и других транспортных средств непрерывного действия, которые вступают в силу 14 декабря 2025 года.
Постановление
Министерства труда
и социальной защиты
Республики Беларусь
29.08.2025 № 88
ПРАВИЛА
по охране труда при эксплуатации конвейерных, трубопроводных и других транспортных средств непрерывного действия
ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ
1. Настоящие Правила по охране труда при эксплуатации конвейерных, трубопроводных и других транспортных средств непрерывного действия (далее – Правила) устанавливают требования по охране труда при эксплуатации конвейерных, трубопроводных и других транспортных средств непрерывного действия (далее – транспортные средства непрерывного действия), применяемых в технологических транспортных операциях, как в составе единого технологического комплекса, линии и тому подобного, так и при их отдельном применении.
2. Требования по охране труда, содержащиеся в настоящих Правилах, направлены на обеспечение здоровых и безопасных условий труда работников, занятых эксплуатацией, техническим обслуживанием, ремонтом и модернизацией транспортных средств непрерывного действия, и учитываются при разработке и применении технологических процессов, реконструкции, техническом перевооружении или создании новых производств с применением транспортных средств непрерывного действия и распространяются на нанимателей независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющих деятельность, связанную с выполнением работ при эксплуатации конвейерных, трубопроводных и других транспортных средств непрерывного действия.
3. Настоящие Правила не устанавливают требования по охране труда при эксплуатации:
- объектов магистральных трубопроводов;
- объектов газораспределительной системы и газопотребления;
- трубопроводов, расположенных в пределах котла, сливных, продувочных и выхлопных трубопроводов котлов, сосудов, редукционно-охладительных и других устройств, соединенных с атмосферой;
- трубопроводов, устанавливаемых на морских и речных судах и на других плавучих средствах, объектах подводного применения;
- сосудов, входящих в систему трубопроводов и являющихся их неотъемлемой частью (водоотделители, грязевики и тому подобные);
- трубопроводов, устанавливаемых на подвижном составе железнодорожного, автомобильного и гусеничного транспорта;
- трубопроводов атомных электростанций;
- трубопроводов, изготовленных из неметаллических материалов;
- эскалаторов, элеваторов, грузовых и пассажирских канатных дорог, конвейеров пассажирских;
- транспортных средств непрерывного действия в технологических комплексах роторного типа, в комплексах и системах военного назначения;
- транспортных средств непрерывного действия, эксплуатируемых на опасных производственных объектах и потенциально опасных объектах согласно приложениям 1 и 2 к Закону Республики Беларусь от 5 января 2016 г. № 354-З «О промышленной безопасности», подлежащих государственному надзору в области промышленной безопасности.
4. Для целей настоящих Правил используются термины и их определения в значениях, установленных Законом Республики Беларусь «Об охране труда», а также следующие термины и их определения:
- аспирационные системы – системы сбора, транспортировки и удаления от производственного оборудования пылегазовых выделений;
- вибрационный конвейер – качающийся конвейер, в котором перемещение груза осуществляется микробросками с отрывом части груза от желоба;
- винтовой конвейер – конвейер, у которого перемещение груза в трубе-желобе производится валом с винтовыми лопастями;
- инерционный конвейер – качающийся конвейер, в котором перемещение груза осуществляется силами инерции без отрыва от желоба;
- качающийся конвейер – конвейер, представляющий собой подвешенный или опирающийся на неподвижную раму желоб (трубу), который совершает колебательные движения для перемещения груза, находящегося в желобе (трубе);
- ковшовый конвейер – конвейер для транспортирования грузов в ковшах, шарнирно-прикрепленных к замкнутому тяговому элементу, в горизонтальном, вертикальном и наклонном направлениях;
- конвейер – машина для непрерывного транспортирования грузов;
- ленточный конвейер – конвейер, грузонесущим и тяговым элементом которого является замкнутая лента;
- люлечный конвейер – конвейер, грузонесущим элементом которого являются специальные приспособления в виде люлек;
- пластинчатый конвейер – конвейер, грузонесущий элемент которого состоит из отдельных пластин, прикрепленных к замкнутому тяговому элементу;
- подвесной конвейер – конвейер с тяговым элементом в виде цепи или каната, на котором укреплены каретки с подвесками для транспортирования груза, движущиеся по подвешенному жесткому пути;
- пневматический транспорт – транспортные средства непрерывного действия, в которых транспортирование груза осуществляется с помощью сжатого или разреженного газа;
- постоянное рабочее место – место, на котором работник находится большую часть своего рабочего времени (более 50 % или более 2 часов непрерывно);
- скребковый конвейер – конвейер, груз в котором транспортируется по желобу или другому направляющему устройству движущимися скребками, прикрепленными к тяговому элементу;
- транспортные средства непрерывного действия – вид промышленного транспорта, осуществляющий транспортировку грузов непрерывным способом;
- толкающий подвесной конвейер – подвесной конвейер, у которого подвески подвешены к тележкам, перемещающимся толкателями, прикрепленными к тяговому элементу;
- рабочее место – место постоянного или временного пребывания работника в процессе трудовой деятельности;
- роликовый конвейер – конвейер, на котором перемещение грузов происходит по вращающимся роликам, оси которых закреплены на раме конвейера;
- трубопровод – транспортное средство непрерывного действия, осуществляющее технологическое транспортирование веществ по трубе (системе труб);
- цепной конвейер – конвейер, тяговым элементом которого является цепь;
- эстакада – надземное открытое горизонтальное или наклонное протяженное сооружение, состоящее из ряда опор и пролетного строения и находящееся в здании или вне его.
5. При эксплуатации транспортных средств непрерывного действия на работников могут воздействовать следующие вредные и (или) опасные производственные факторы:
- движущиеся машины и механизмы, подвижные части производственного оборудования, передвигающиеся изделия, заготовки и материалы;
- острые кромки, заусенцы и шероховатость на поверхностях заготовок, инструментов и оборудования;
- повышенная запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны;
- повышенная или пониженная температура поверхностей оборудования, материалов;
- повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны;
- повышенное значение напряжения в электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека;
- повышенный уровень шума на рабочем месте;
- повышенный уровень вибрации;
- повышенный уровень статического электричества;
- недостаточная освещенность рабочей зоны;
- тяжесть и напряженность трудового процесса.
6. При организации и проведении работ по эксплуатации транспортных средств непрерывного действия должны соблюдаться требования настоящих Правил, Правил по охране труда, утвержденных постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 1 июля 2021 г. № 53 (далее – Правила по охране труда), иных нормативных правовых актов, в том числе технических нормативных правовых актов, являющихся в соответствии с законодательными актами и постановлениями Правительства Республики Беларусь обязательными для соблюдения (далее, если не определено иное, – технические нормативные правовые акты), технических регламентов Таможенного союза и Евразийского экономического союза, межгосударственных стандартов, локальных правовых актов.
7. При проектировании, производстве и эксплуатации транспортных средств непрерывного действия должны соблюдаться санитарные нормы и правила «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда работающих, содержанию и эксплуатации производственных объектов», утвержденных постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 19 июля 2023 г. № 114, нормативные правовые акты, в том числе технические нормативные правовые акты, содержащие требования по безопасной эксплуатации электроустановок потребителей, по обеспечению пожарной и промышленной безопасности.
8. Размещение транспортных средств непрерывного действия должно обеспечивать возможность использования грузоподъемных и транспортных машин и механизмов для их монтажа, эксплуатации и ремонта.
9. На основе настоящих Правил, других нормативных правовых актов, в том числе технических нормативных правовых актов, содержащих требования по охране труда, с учетом конкретных условий труда нанимателем принимаются инструкции по охране труда, другие локальные правовые акты.
10. К эксплуатации транспортных средств непрерывного действия допускаются работники, имеющие соответствующую профессию рабочего, прошедшие обучение, стажировку, инструктаж и проверку знаний по вопросам охраны труда в соответствии с Инструкцией о порядке обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28 ноября 2008 г. № 175.
11. Работники, допускаемые к транспортировке вредных веществ, должны знать требования безопасности при обращении с ними, знать их свойства, признаки их вредного воздействия на организм и правила оказания первой помощи.
Для защиты органов дыхания работников от вредных веществ в воздухе рабочей зоны должны применяться фильтрующие и (или) изолирующие средства индивидуальной защиты органов дыхания в зависимости от степени опасности транспортируемых веществ.
12. При необходимости выполнения работ под транспортным средством непрерывного действия работники должны обеспечиваться лежаками, а при выполнении работ с упором на колени – наколенниками из материала низкой теплопроводности и водопроницаемости.
Выполнение работы лежа на полу или земле без лежака не допускается.
13. Для организации работ по обеспечению эксплуатации транспортных средств непрерывного действия в соответствии с требованиями по охране труда наниматель назначает должностных лиц, ответственных за безопасную эксплуатацию транспортных средств непрерывного действия.
В организациях с малым количеством транспортных средств непрерывного действия исполнение этих обязанностей может быть возложено на одного из работников организации.
14. В структурных подразделениях организации, эксплуатирующих транспортные средства непрерывного действия, ответственность за их безопасную эксплуатацию возлагается на руководителей данных структурных подразделений.
ГЛАВА 2
ТРЕБОВАНИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ НЕПРЕРЫВНОГО ДЕЙСТВИЯ
15. Безопасность транспортных средств непрерывного действия обеспечивается:
- выбором их типа и конструктивного исполнения, соответствующих условиям применения;
- применением средств автоматизации и дистанционного управления, необходимых устройств (средств) для обеспечения безопасности;
- выполнением эргономических требований;
- включением требований безопасности в техническую документацию на их монтаж, эксплуатацию, ремонт, транспортировку и хранение.
16. Элементы и детали транспортных средств непрерывного действия не должны иметь травмоопасных острых углов, кромок и поверхностей с неровностями, являющихся потенциальным источником опасности.
17. Конструкции транспортных средств непрерывного действия должны исключать:
- случайное соприкосновение работников с горячими или переохлажденными поверхностями;
- накопление зарядов статического электричества в количестве, представляющем опасность.
18. Конструкции транспортных средств непрерывного действия должны включать необходимые устройства (средства) для обеспечения безопасности (ограждения, блокировки, сигнализация) (далее – средства защиты).
19. Средства защиты должны:
- приводиться в готовность до начала работы транспортных средств непрерывного действия так, чтобы функционирование транспортных средств было невозможно при отключенных или неисправных средствах защиты;
- выполнять свое назначение непрерывно и их действие не должно прекращаться раньше, чем закончится действие вредного и (или) опасного производственного фактора;
- быть доступны для обслуживания и контроля.
Отказ отдельных элементов средств защиты не должен прекращать защитного действия других средств или создавать какие-либо дополнительные опасности.
20. Для предупреждения об опасности при работе транспортных средств непрерывного действия должна применяться звуковая и световая сигнализация, сигналы которой должны быть легко различимы в производственных условиях.
21. У транспортных средств непрерывного действия, обеспечивающих транспортировку материалов на значительные расстояния, органы управления должны иметь возможность остановки этих транспортных средств из нескольких мест. При наличии нескольких пусковых устройств должны исключаться несогласованный пуск и пуск оборудования без предварительной подачи звукового и светового сигналов.
22. Конструкция транспортных средств непрерывного действия должна предусматривать систему сигнализации, а также систему автоматической остановки и отключения привода от источников энергии при аварийных ситуациях.
23. Органы управления транспортными средствами непрерывного действия должны быть безопасными и удобными, не требующими значительных усилий для работы, исключать возможность самопроизвольного включения и выключения оборудования.
24. Работники, работающие в зонах с уровнем шума выше 80 дБА, должны использовать средства индивидуальной защиты органов слуха (антифоны, наушники, беруши). При этом зоны с уровнем шума более 80 дБА должны быть обозначены предупреждающим знаком «РАБОТАТЬ В ЗАЩИТНЫХ НАУШНИКАХ».
25. Поверхности органов управления, предназначенных для действия в аварийных ситуациях, должны быть окрашены в красный цвет.
26. Части транспортных средств непрерывного действия, представляющие опасность для работников, и которые по их функциональному назначению не могут быть закрыты кожухом, щитком и другим защитным приспособлением, должны быть окрашены в сигнальные цвета с установкой знаков безопасности.
27. Вспомогательные операции (уборка, смазка, чистка, регулировка оградительных, предохранительных, тормозных устройств и иное), а также работы по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств непрерывного действия выполняются после их выключения. При этом транспортное средство непрерывного действия отключают от всех источников энергии и принимают меры против случайного включения. Не допускается очистка (уборка) транспортного средства непрерывного действия путем обдува сжатым воздухом.
Выполнение вспомогательных операций, а также работ по техническому обслуживанию и ремонту на работающем транспортном средстве непрерывного действия не допускается.
28. Если транспортное средство непрерывного действия останавливается на длительное время (например, при сезонной работе), все его узлы подлежат консервации, включающей их очистку и смазку.
29. Для локализации и удаления вредных веществ (пыли и других), выделяющихся при эксплуатации транспортных средств непрерывного действия в воздух рабочей зоны, транспортные средства непрерывного действия должны оснащаться устройствами местной вытяжной вентиляции для удаления непосредственно из зоны транспортировки загрязненного воздуха.
Местные отсосы, зонты и укрытия должны быть надежно закреплены.
30. Пусковые устройства местных отсосов, удаляющих от транспортных средств вредные вещества 1-го и 2-го класса опасности, следует блокировать с пусковыми устройствами транспортных средств для исключения их работы при выключенной местной вытяжной вентиляции. Системы местных отсосов должны быть снабжены звуковой сигнализацией, автоматически включающейся при остановке вентилятора.
31. Транспортные средства непрерывного действия, предназначенные для транспортирования мокрых грузов, должны быть закрыты кожухами или щитами в местах возможного брызгообразования.
32. Нахождение посторонних лиц на рабочих местах, предназначенных для эксплуатации, обслуживания и ремонта транспортных средств непрерывного действия не допускается.
ГЛАВА 3
КОНВЕЙЕРЫ ОБЩЕГО НАЗНАЧЕНИЯ
33. Эксплуатация конвейеров общего назначения осуществляется в соответствии с настоящими Правилами, другими нормативными правовыми актами, в том числе техническими нормативными правовыми актами и эксплуатационной документацией организации-изготовителя.
34. Конструкция конвейера должна предусматривать установку загрузочных и разгрузочных устройств для равномерной и центрированной подачи груза на конвейер и его разгрузки.
35. Конструкция конвейера не должна допускать:
- заклинивания и зависания груза, образования просыпей в загрузочных и разгрузочных устройствах;
- падения груза с конвейера или машины в местах передачи транспортируемого груза с одного конвейера на другой конвейер или машину.
36. Не допускается загрузка конвейера сверх расчетных норм, установленных в технических условиях или эксплуатационной документации.
37. Приемная часть конвейеров, загружаемых вручную штучными грузами, должна быть расположена на горизонтальном или наклонном участке конвейера с уклоном не более 5 градусов в сторону загрузки.
38. На наклонных конвейерах (наклонных участках конвейеров) штучные грузы при транспортировании должны находиться в неподвижном состоянии по отношению к плоскости грузонесущего элемента конвейера и не менять положения, принятого при загрузке.
39. Не допускается самопроизвольное перемещение в обратном направлении грузонесущего элемента с грузом при отключении привода в конвейерах, имеющих наклонные или вертикальные участки трассы. Неприводные конвейеры должны иметь в разгрузочной части ограничительные упоры и приспособления для снижения скорости движущегося груза.
40. На трассах конвейеров с передвижными загрузочными и разгрузочными устройствами должны быть установлены концевые упоры и выключатели, ограничивающие ход загрузочно-разгрузочных устройств.
41. Грузовые натяжные устройства конвейеров должны иметь концевые упоры для ограничения хода натяжной тележки.
42. Многоприводные конвейеры должны иметь тормозные устройства на каждом приводе.
43. В конструкциях составных частей конвейеров массой более 50 кг, подлежащих подъему или перемещению грузоподъемными средствами при транспортировании, монтаже, демонтаже и ремонте, должны быть предусмотрены соответствующие приливы, отверстия или рым-болты, если без них применение стропов и других такелажных средств является опасным.
44. Движущиеся части конвейеров должны быть ограждены в зонах постоянных рабочих мест, связанных с технологическим процессом на конвейере, или по всей трассе конвейера, если имеет место свободный доступ или постоянный проход вблизи конвейера лиц, не связанных с обслуживанием конвейера.
45. Ограждения следует изготовлять из металлических листов, сетки и других прочных материалов. В сетчатых ограждениях размер ячейки должен быть выбран таким, чтобы исключался доступ к огражденным частям конвейера.
46. Защитные ограждения конвейеров должны быть надежными, прочными, открывающимися (на петлях, шарнирах) или съемными, изготовленными из отдельных секций. Для удобства обслуживания конвейеров в ограждениях должны быть предусмотрены дверцы и крышки.
47. Ограждения приводных и натяжных станций конвейеров, дверцы и крышки, позволяющие их снять или открыть без применения специального инструмента, должны быть снабжены приспособлениями для надежного удержания их в закрытом (рабочем) положении и сблокированы с приводом конвейера для его отключения при снятии (открытии) ограждения.
48. В зоне возможного нахождения людей должны быть ограждены или защищены:
- смотровые люки пересыпных лотков, бункеров и тому подобных, установленных в местах загрузки и разгрузки конвейеров;
- проходы (проезды) под конвейерами – сплошными навесами, выступающими за габариты конвейеров не менее чем на 1 м;
- участки трассы конвейеров (кроме подвесных конвейеров), на которых запрещен проход людей, – при помощи установки вдоль трассы перил высотой не менее 1,1 м от уровня пола;
- канаты и блоки натяжных устройств, грузы натяжных устройств на высоту их перемещения и участок пола под ними;
- приводные, натяжные и отклоняющие барабаны, ременные и другие передачи, муфты и тому подобные, а также опорные ролики и ролики нижней ветви ленты;
- приемные устройства (бункеры, горловины машин и тому подобные), установленные в местах сброса грузов с конвейеров;
- нижние выступающие части конвейера, пересекающего проходы для людей или проезды для транспортных средств, – устройством навесов, продолженных за габариты конвейера не менее чем на 1 м.
49. Конвейеры, передвигающиеся по рельсам, если они не закрыты специальными кожухами, и конвейеры, установленные в производственных зданиях ниже уровня пола, должны быть ограждены по всей длине перилами высотой не менее 1,1 м от уровня пола.
Перила, ограждающие конвейеры, установленные ниже уровня пола, должны быть закрыты на высоту не менее 0,15 м от уровня пола.
50. Конвейеры, предназначенные для транспортировки штучных грузов, оснащаются по всей длине бортами высотой не менее 200 мм.
51. Конвейеры малой протяженности (до 10 м) в головной и хвостовой частях должны быть оборудованы аварийными кнопками для остановки конвейера «Стоп» грибкового типа.
52. Конвейеры с открытой трассой в местах повышенной опасности, а также конвейеры большой протяженности (более 10 м) должны быть дополнительно оборудованы выключающими устройствами, позволяющими останавливать конвейер в аварийных ситуациях с любого места по его длине со стороны прохода для его обслуживания.
При оснащении всей трассы конвейеров тросовым выключателем, дающим возможность остановки конвейеров с любого места, аварийные кнопки для остановки конвейера в головной и хвостовой частях допускается не устанавливать.
53. На участках трассы конвейеров, находящихся вне зоны видимости оператора с пульта управления, должна быть установлена двусторонняя предупредительная предпусковая звуковая или световая сигнализация, включающаяся автоматически до включения привода конвейера.
Двусторонняя сигнализация должна обеспечивать не только оповещение о пуске конвейера лиц, находящихся вне зоны видимости с пульта управления конвейером, но и подачу ответного сигнала на пульт управления с участков трассы, не видимых оператору, о готовности конвейера к пуску.
54. В схеме управления конвейерами должна быть предусмотрена блокировка, исключающая возможность повторного включения привода до ликвидации аварийной ситуации.
55. Конвейеры должны иметь устройства, отключающие конвейер при обрыве ленты или канатно-натяжных устройств. При наличии на одном конвейере нескольких пусковых кнопок, установленных в разных местах, они должны быть электрически сблокированы так, чтобы исключался случайный пуск конвейера.
56. Для обеспечения безопасности при работе нескольких взаимосвязанных конвейеров в одной технологической линии применяется взаимная блокировка их электрических приводов. У каждого конвейера устанавливается аварийная кнопка «Стоп», с помощью которой при необходимости может быть остановлена вся транспортная система. Пульт управления конвейеров оборудуется сигнальными лампами, которые показывают движение или остановку каждого конвейера, что способствует предотвращению несогласованности их работы.
57. На технологической линии, состоящей из нескольких последовательно соединенных и одновременно работающих конвейеров или из конвейеров в сочетании с другими машинами (питателями, дробилками и тому подобными), приводы конвейеров и всех машин должны быть сблокированы так, чтобы в случае внезапной остановки какой-либо машины или конвейера предыдущие машины и конвейеры автоматически отключались, а последующие продолжали работать до полного схода с них транспортируемого груза.
58. С мест обслуживания должна быть предусмотрена возможность отключения каждого конвейера.
59. Места периодической смазки конвейеров должны быть доступны без снятия защитных устройств.
60. Для исключения падения груза при его передаче с конвейера на спуск концы отводных шлагбаумов должны вплотную примыкать к борту конвейера и спуска.
61. На рабочих местах обслуживания конвейера или конвейерной линии должны быть размещены таблички, разъясняющие значения применяемых средств сигнализации и режим управления конвейером.
62. Конвейерные линии должны быть оснащены аппаратурой автоматического или дистанционного управления.
Средства автоматизации конвейеров должны обеспечивать автоматический контроль и защиту каждого конвейера, автоматическое управление конвейерной линией в заданном режиме, сигнализацию и блокировку с перегрузочным оборудованием.
63. Не допускается управление автоматизированной конвейерной линией с двух и более пультов (мест), а также стопорение подвижных элементов аппаратуры управления иными не предусмотренными инструкцией способами.
64. Аппаратура управления конвейерной линии должна допускать перевод управления любым конвейером с автоматического на местное с сохранением в этом режиме действия всех защитных устройств, предупредительной сигнализации и экстренной остановки конвейера.
65. Для обеспечения исправного состояния и работоспособности конвейер должен систематически проходить техническое обслуживание, текущий и капитальный ремонт.
Периодичность технического обслуживания и текущего ремонта определяется в эксплуатационной документации организации-изготовителя.
66. После выполнения монтажно-наладочных и ремонтных работ производится пробная эксплуатация (обкатка) конвейера под нагрузкой в течение нескольких рабочих смен под постоянным наблюдением.
[...]
Правила содержат четырнадцать глав:
- Глава 1. Общие требования
- Глава 2. Требования по охране труда при эксплуатации транспортных средств непрерывного действия
- Глава 3. Конвейеры общего назначения
- Глава 4. Ленточные конвейеры
- Глава 5. Пластинчатые конвейеры
- Глава 6. Цепные конвейеры
- Глава 7. Винтовые конвейеры
- Глава 8. Вибрационные и инерционные конвейеры
- Глава 9. Роликовые конвейеры
- Глава 10. Пневматические конвейеры
- Глава 11. Подвесные конвейеры
- Глава 12. Трубопроводный транспорт
- Глава 13. Пневматический транспорт
- Глава 14. Аспирационные системы
Чтобы купить документ в контрольной редакции, воспользуйтесь этим счетом-фактурой или просто позвоните по любому из номеров (017) 385-94-44, (029) 385-96-66. Издательство обеспечит бесплатную доставку в любую точку Беларуси. Доставка осуществляется заказными бандеролями или экспресс-посылками, которые прибудут прямо по указанному вами адресу и будут переданы вам под роспись.