ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ПО ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
22 декабря 2018 г. № 66
(Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 31.05.2019, 8/34170)
Об утверждении Правил по обеспечению промышленной безопасности грузоподъемных кранов
(ИЗВЛЕЧЕНИЕ)
Постановление Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 24 мая 2021 г. № 40 (зарегистрировано в Национальном реестре - № 8/37046 от 13.08.2021 г.);
Постановление Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 4 февраля 2022 г. № 14 (зарегистрировано в Национальном реестре - № 8/37620 от 14.02.2022 г.);
Постановление Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 30 декабря 2022 г. № 88 (зарегистрировано в Национальном реестре - № 8/39601 от 24.02.2023 г.)
На основании части второй статьи 20 Закона Республики Беларусь от 5 января 2016 г. № 354-З «О промышленной безопасности» и подпункта 9.4 пункта 9 Положения о Министерстве по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 14 ноября 2022 г. № 405, Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить Правила по обеспечению промышленной безопасности грузоподъемных кранов (прилагаются).
2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 июня 2019 г.
Министр
В.А.Ващенко
СОГЛАСОВАНО
Министерство обороны Республики Беларусь
Государственный комитет судебных экспертиз Республики Беларусь
Министерство архитектуры и строительства Республики Беларусь
Комитет государственной безопасности Республики Беларусь
Министерство промышленности Республики Беларусь
Государственный комитет по стандартизации Республики Беларусь
Государственный пограничный комитет Республики Беларусь
Министерство внутренних дел Республики Беларусь
Постановление Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь
22.12.2018 № 66
ПРАВИЛА по обеспечению промышленной безопасности грузоподъемных кранов
РАЗДЕЛ I
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Настоящие Правила обязательны для субъектов промышленной безопасности, являющихся владельцами грузоподъемных кранов, и (или) выполняющих отдельные виды работ и (или) услуг (проектирование, изготовление, реконструкцию, техническую модернизацию, ввод в эксплуатацию, монтаж, наладку, обслуживание, ремонт, техническое диагностирование, техническое освидетельствование, испытания, эксплуатацию, консервацию, временную приостановку, вывод из эксплуатации), связанных с грузоподъемными кранами, техническими устройствами в их составе.
2. Для целей настоящих Правил применяются термины и их определения в значениях, определенных государственным стандартом Республики Беларусь ГОСТ 33709.1-2015 «Краны грузоподъемные. Словарь. Часть 1. Общие положения», утвержденным постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 12 июня 2017 г. № 44, а также следующие термины и их определения:
башенный кран – кран стрелового типа поворотный со стрелой, закрепленной в верхней части вертикально расположенной башни;
грузоподъемный кран – машина цикличного действия, предназначенная для подъема и перемещения в пространстве груза, подвешенного с помощью крюка или удерживаемого другим грузозахватным органом;
заказчик грузоподъемного крана – юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, физическое лицо, по заказам которых производятся работы грузоподъемным краном, владельцами которого они не являются;
капитальный ремонт – ремонт, выполняемый в пределах срока службы грузоподъемного крана для восстановления исправности и полного или близкого к полному восстановления ресурса грузоподъемного крана с заменой или восстановлением любых его частей, включая базовые;
наладка – совокупность операций по подготовке, регулированию и настройке грузоподъемного крана и (или) приборов и устройств безопасности, направленных на обеспечение его (их) работы в заданных условиях с характеристиками, определенными эксплуатационной документацией, на протяжении определенного времени;
обслуживание – комплекс операций по техническому обслуживанию, определенных эксплуатационной документацией изготовителя и (или) установленных владельцем грузоподъемного крана, в соответствии с принятой в субъекте промышленной безопасности системой обслуживания и ремонта по поддержанию грузоподъемного крана, технических устройств в его составе в работоспособном и исправном состоянии при использовании их по назначению, хранении и транспортировании;
остаточный ресурс – расчетная величина наработки грузоподъемного крана (с момента проведения обследования) до достижения предельного состояния его базовых частей (несущих металлических конструкций) по критериям усталости;
приспособления для грузоподъемных операций – грузозахватные органы грузоподъемных кранов, грузозахватные приспособления;
предельное состояние – состояние грузоподъемного крана, при котором его дальнейшая эксплуатация недопустима или нецелесообразна либо восстановление его работоспособного состояния невозможно или нецелесообразно;
производитель работ – юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, осуществляющие производство строительно-монтажных, погрузочно-разгрузочных и других видов работ по перемещению грузов с применением грузоподъемных кранов;
ремонт – восстановление поврежденных, изношенных или пришедших в негодность по любой причине узлов, приборов безопасности грузоподъемного крана с доведением грузоподъемного крана до работоспособного состояния;
ремонт полнокомплектный – ремонт грузоподъемного крана с истекшим сроком службы, выполняемый на грузоподъемном кране, находящемся в рабочем (смонтированном) состоянии, с целью устранения дефектов, выявленных в результате технического диагностирования, для восстановления исправности и ресурса грузоподъемного крана с продлением срока службы до очередного обследования;
ремонт капитально-восстановительный – ремонт грузоподъемного крана с истекшим сроком службы, выполняемый после разборки грузоподъемного крана с целью устранения дефектов, выявленных в результате технического диагностирования грузоподъемного крана, для восстановления его ресурса;
реконструкция – изменение конструкции грузоподъемного крана, вызывающее необходимость внесения изменений в паспорт (например, изменение типа привода, длины решетчатой стрелы, высоты башни, грузоподъемности, устойчивости), переоборудование грузоподъемных кранов и другие изменения, вызывающие перераспределение и изменение нагрузок;
ресурс – суммарная расчетная наработка грузоподъемного крана от начала эксплуатации или от возобновления его эксплуатации после ремонта до перехода в предельное состояние;
срок службы нормативный – календарная (или определенная по счетчику моточасов) продолжительность эксплуатации до достижения ресурса базовыми частями (несущими металлическими конструкциями) грузоподъемного крана, записанная в его паспорте либо установленная в документах по расчету и проектированию. Срок службы нормативный начинается с момента пуска грузоподъемного крана в эксплуатацию, или со времени изготовления грузоподъемного крана, если не соблюдались условия консервации грузоподъемного крана, установленные изготовителем;
специализированная организация – организация, имеющая лицензию на осуществление деятельности в области промышленной безопасности в части выполнения работ и (или) услуг по проектированию, монтажу, наладке, ремонту, обслуживанию, техническому диагностированию грузоподъемных кранов, указанных в подпунктах 3.1 и 3.2 пункта 3 настоящих Правил, в части выполнения работ и (или) услуг по проектированию расчетных металлоконструкций, приборов и устройств безопасности, грузозахватных органов, грузозахватных приспособлений, тары, изготавливаемой с применением сварки, предназначенной для перемещения грузов с использованием грузоподъемных кранов, за исключением специальной тары, применяемой в металлургическом производстве, монтажу, наладке, обслуживанию приборов и устройств безопасности, ремонту грузозахватных приспособлений, тары, изготавливаемой с применением сварки, предназначенной для перемещения грузов с использованием грузоподъемных кранов, за исключением специальной тары, применяемой в металлургическом производстве, либо выборке из указанного перечня работ (услуг);
текущий ремонт – ремонт, выполняемый для обеспечения или восстановления работоспособности грузоподъемного крана и состоящий в замене и (или) восстановлении отдельных частей;
техническая модернизация – совокупность работ по усовершенствованию грузоподъемного крана посредством замены конструктивных элементов и систем на более качественные в целях повышения его технического уровня и экономических характеристик;
эксплуатация – стадия жизненного цикла грузоподъемного крана, на которой реализуется, поддерживается и восстанавливается его качество. Эксплуатация грузоподъемного крана включает в себя в общем случае использование по назначению (работу), транспортирование, монтаж, хранение, обслуживание и ремонт.
3. Настоящие Правила распространяются на:
3.1. грузоподъемные краны мостового типа грузоподъемностью 20 т и более, эксплуатируемые на опасных производственных объектах (здания, цехи, участки, площадки);
3.2. грузоподъемные краны:
краны мостового типа, управляемые из кабины, за исключением кранов, используемых в учебных целях на полигонах учреждений образования, учебных центров организаций;
краны мостового типа грузоподъемностью более 10 т, управляемые с пола посредством кнопочного аппарата, подвешенного на кране, со стационарного пульта, по радиоканалу или однопроводной линии связи;
краны кабельного типа;
краны стрелового типа грузоподъемностью более 1 т, за исключением кранов с постоянным вылетом или не снабженных механизмом поворота, переставных кранов для монтажа мачт, башен, труб, устанавливаемых на монтируемом сооружении, башенных кранов, используемых в учебных целях на полигонах учреждений образования, учебных центров организаций;
краны-манипуляторы грузоподъемностью более 5 т или с грузовым моментом более 15 тонно-метров, за исключением кранов-манипуляторов, устанавливаемых на фундаменте;
грузовые электрические тележки, передвигающиеся по надземным рельсовым путям совместно с кабиной управления;
краны-экскаваторы, используемые для работы только с крюком, подвешенным на канате, или электромагнитом;
3.3. технические устройства, эксплуатируемые на грузоподъемных кранах, указанных в подпунктах 3.1 и 3.2 настоящего пункта (далее, если не указано иное, – технические устройства):
расчетные металлоконструкции;
приборы и устройства безопасности;
грузозахватные органы;
грузозахватные приспособления;
тара, изготавливаемая с применением сварки, предназначенная для перемещения грузов с использованием грузоподъемных кранов, за исключением специальной тары, применяемой в металлургическом производстве (далее – тара).
4. Требования настоящих Правил не распространяются на:
производство работ грузоподъемными кранами при ликвидации чрезвычайных ситуаций;
грузоподъемные краны, устанавливаемые в шахтах, на морских судах, судах внутреннего плавания, судах смешанного (река–море) плавания, маломерных судах и иных плавучих объектах;
грузоподъемные краны, предназначенные для работы только с навесным оборудованием, исключающим применение грузозахватных приспособлений (вибропогружателями, шпунтовыдергивателями, кабинами (люльками) для перемещения людей, буровым оборудованием и т.п.);
грузоподъемные краны грузоподъемностью 1 т и более, специально сконструированные для применения на вводимых в эксплуатацию, эксплуатируемых и выводимых из эксплуатации объектах использования атомной энергии при обращении с ядерными материалами, ядерным топливом, радиоактивными веществами, радиоактивными отходами, радиационными источниками и их перемещении, а также при перемещении грузов в помещениях (зонах), в которых располагаются системы и элементы, важные для безопасности объектов использования атомной энергии, а также применяемые на объектах использования атомной энергии, на которые распространяются специальные правила;
грузоподъемные краны с ручным приводом;
краны-трубоукладчики;
грузоподъемные машины специального назначения (напольные, завалочные и посадочные машины, электро- и автопогрузчики, путе- и мостоукладочные машины, эвакуаторы, автомобильные гидравлические подъемники для подъема людей, грузов, строительные подъемники и т.п.);
лебедки для подъема груза и (или) людей;
манипуляторы, применяемые в робототехнических системах;
манипуляторы по обработке древесины;
экскаваторы, предназначенные для работы с землеройным оборудованием или грейфером;
монтажные полиспасты и конструкции, к которым они подвешиваются (мачты, шевры, балки и т.п.);
грузоподъемные краны, в том числе грузоподъемные машины военного назначения, включенные в перечень потенциально опасных объектов, производств и связанных с ними видов деятельности, имеющих специфику военного применения, подлежащих надзору, утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 января 2013 г. № 66.
5. По решению субъекта хозяйствования требования настоящих Правил могут быть применены для организации эксплуатации и производства работ с применением грузоподъемных кранов к следующим грузоподъемным кранам, не относящимся к потенциально опасным объектам:
краны мостового типа, управляемые из кабины, и башенные краны, используемые в учебных целях на полигонах учреждений образования, учебных центров организаций;
краны мостового типа и консольные краны грузоподъемностью до 10 т включительно, управляемые с пола посредством кнопочного аппарата, подвешенного на кране, или со стационарного пульта, а также управляемые дистанционно по радиоканалу или однопроводной линии связи;
краны стрелового типа грузоподъемностью до 1 т включительно;
краны-манипуляторы, устанавливаемые на фундаменте;
краны-манипуляторы автомобильные, пневмоколесные, короткобазовые, гусеничные, на специальном шасси, на шасси колесного и гусеничного тракторов, рельсовые, железнодорожные, переставные, прицепные, самоустанавливающиеся грузоподъемностью до 5 т включительно или с грузовым моментом до 15 т·м включительно;
краны стрелового типа с постоянным вылетом или не снабженные механизмом поворота;
краны переставные для монтажа мачт, башен, труб, устанавливаемые на монтируемом сооружении;
краны, установленные на экскаваторах, дробильно-перегрузочных агрегатах, отвалообразователях и других технологических машинах, используемые только для ремонта этих машин;
электрические тали, которые не входят в состав механизмов грузоподъемных кранов, указанных в подпунктах 3.1 и 3.2 пункта 3 настоящих Правил.
6. Отступления от требований настоящих Правил могут быть допущены в соответствии с подпунктом 19.22.1 пункта 19.22 единого перечня административных процедур, осуществляемых в отношении субъектов хозяйствования, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24 сентября 2021 г. № 548 (далее – единый перечень административных процедур).
7. Грузоподъемные краны и технические устройства, указанные в пункте 3 настоящих Правил, должны соответствовать требованиям промышленной безопасности, в том числе настоящих Правил, технических регламентов Таможенного союза (далее – ТР ТС), технических регламентов Евразийского экономического союза (далее – ТР ЕАЭС), действие которых на них распространяется.
Грузоподъемные краны, приспособления для грузоподъемных операций, в отношении которых вступили в силу ТР ТС, ТР ЕАЭС, выпускаются в обращение при условии, что они прошли необходимые процедуры оценки соответствия, установленные ТР ТС, ТР ЕАЭС.
8. Изготовление не подлежащих подтверждению соответствия требованиям ТР ТС и ТР ЕАЭС грузоподъемных кранов и технических устройств, включенных в перечень потенциально опасных объектов и эксплуатируемых на них технических устройств, подлежащих экспертизе промышленной безопасности, утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 5 августа 2016 г. № 614 (далее – перечень объектов экспертизы промышленной безопасности), осуществляется изготовителем при наличии разрешения Департамента по надзору за безопасным ведением работ в промышленности Министерства по чрезвычайным ситуациям (далее – Госпромнадзор), полученного в соответствии с подпунктом 19.19.1 пункта 19.19 единого перечня административных процедур.
9. Эксплуатационные документы на грузоподъемные краны, в том числе изготовленные за пределами территории Республики Беларусь, должны соответствовать требованиям статей 4, 5, приложений 1, 2 ТР ТС 010/2011 и настоящих Правил.
Паспорта грузоподъемных кранов, электрических талей, которые входят в состав механизмов грузоподъемных кранов, указанных в подпунктах 3.1 и 3.2 пункта 3 настоящих Правил, должны быть составлены по формам согласно приложениям 1–5.
10. Изготовитель грузоподъемного крана, организация, уполномоченная изготовителем, должны обеспечить комплектность эксплуатационной документации на грузоподъемный кран, технические устройства в его составе.
11. В случае утраты (приведения в негодность) паспорта, руководства (инструкции) по эксплуатации и иных эксплуатационных документов на грузоподъемный кран и технические устройства, эксплуатируемые в Республике Беларусь, указанные документы могут быть восстановлены изготовителем грузоподъемного крана либо специализированной организацией, имеющей лицензию на осуществление деятельности в области промышленной безопасности в части выполнения работ и (или) услуг по проектированию грузоподъемных кранов, технических устройств соответствующего типа.
Для грузоподъемных кранов, изготовленных и приобретенных за пределами территории Республики Беларусь, не бывших в эксплуатации на территории Республики Беларусь, приведение (при необходимости) эксплуатационной документации в соответствие с требованиями настоящих Правил осуществляется изготовителем грузоподъемного крана или специализированной организацией, имеющей лицензию на осуществление деятельности в области промышленной безопасности в части выполнения работ и (или) услуг по проектированию грузоподъемных кранов данного типа.
12. При восстановлении паспорта на грузоподъемный кран или приведении его в соответствие с требованиями настоящих Правил специализированной организацией, имеющей лицензию на осуществление деятельности в области промышленной безопасности в части выполнения работ и (или) услуг по проектированию грузоподъемных кранов данного типа, должно быть учтено следующее:
результаты технического диагностирования (технического освидетельствования) грузоподъемного крана;
заключение специализированной организации, имеющей лицензию на осуществление деятельности в области промышленной безопасности в части выполнения работ и (или) услуг по проектированию грузоподъемных кранов данного типа, о соответствии конструкции грузоподъемного крана, его узлов и механизмов, в том числе приборов и устройств безопасности, требованиям настоящих Правил;
отчет аккредитованной испытательной лаборатории (центра) о химическом составе и механических свойствах материала металлоконструкций грузоподъемного крана при отсутствии сведений о них.
13. К грузоподъемным кранам, эксплуатируемым в Республике Беларусь, спроектированным и изготовленным до введения в действие ТР ТС 010/2011, а также иных ТР ТС и ТР ЕАЭС, действие которых на них распространяется, в части их устройства применяются требования технических нормативных правовых актов, согласно которым они спроектированы и изготовлены, а также указанные в эксплуатационной документации изготовителя.
При проведении капитального ремонта (реконструкции, технической модернизации) грузоподъемных кранов, указанных в части первой настоящего пункта, их приборы и устройства безопасности должны быть приведены в соответствие с требованиями пункта 31 и главы 12 настоящих Правил.
Если при проведении капитального ремонта (реконструкции, технической модернизации) грузоподъемный кран не может быть приведен в соответствие с требованиями промышленной безопасности, грузоподъемный кран должен быть выведен из эксплуатации и утилизирован.
14. Подготовка и проверка знаний по вопросам промышленной безопасности работников субъектов промышленной безопасности осуществляется в соответствии с Инструкцией о порядке подготовки и проверки знаний по вопросам промышленной безопасности, утвержденной постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 6 июля 2016 г. № 31 (далее – Инструкция о порядке проверки знаний).
15. Подготовка работников субъекта промышленной безопасности, являющихся в соответствии с требованиями настоящих Правил лицами, ответственными за организацию и обеспечение промышленной безопасности при эксплуатации грузоподъемных кранов, указанных в подпунктах 3.1 и 3.2 пункта 3 настоящих Правил (далее – лица, ответственные за безопасную эксплуатацию), осуществляется с периодичностью не реже, чем один раз в пять лет.
Лицами, ответственными за безопасную эксплуатацию, являются:
лицо по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных кранов;
лицо, ответственное за содержание грузоподъемного крана в исправном состоянии;
лицо, ответственное за безопасное производство работ грузоподъемными кранами.
16. Руководитель субъекта промышленной безопасности при осуществлении деятельности в области промышленной безопасности по изготовлению, монтажу, наладке, обслуживанию, ремонту, техническому диагностированию, техническому освидетельствованию грузоподъемных кранов и технических устройств назначает локальным правовым актом лиц, ответственных за ведение указанных работ.
17. В случае возникновения аварии или инцидента на принадлежащих субъекту промышленной безопасности опасном производственном объекте, на котором эксплуатируются грузоподъемные краны, указанные в подпункте 3.1 пункта 3 настоящих Правил, и (или) грузоподъемных кранах, указанных в подпункте 3.2 пункта 3 настоящих Правил, субъект промышленной безопасности направляет информацию о возникновении аварии или инцидента в соответствии с Инструкцией о порядке, сроках направления и сбора информации о возникновении аварии или инцидента, утвержденной постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 6 июля 2016 г. № 33.
18. Субъект промышленной безопасности обязан обеспечить сохранность обстановки аварии или инцидента до начала технического расследования, если это не представляет опасности для жизни и здоровья людей.
В случае когда необходимо вести работы по ликвидации последствий аварии или инцидента, по сохранению жизни и здоровья людей необходимо зафиксировать обстановку на момент аварии с использованием средств фото и видеофиксации, составления схем и т.д.
В случае аварии, инцидента и (или) несчастного случая, связанных с эксплуатацией грузоподъемного крана, оборудованного регистратором параметров работы грузоподъемного крана (далее – регистратор параметров), при проведении расследования владелец грузоподъемного крана обязан обеспечить считывание информации с регистратора параметров и е расшифровку.
19. Техническое расследование причин аварий и инцидентов, связанных с эксплуатацией грузоподъемных кранов, проводится в соответствии с Инструкцией о порядке технического расследования причин аварий и инцидентов, а также их учета, утвержденной постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 12 июля 2016 г. № 36.
20. Субъект промышленной безопасности сообщает о происшедших при эксплуатации грузоподъемных кранов групповом несчастном случае, несчастном случае со смертельным исходом, несчастном случае, приведшем к тяжелым производственным травмам, в Госпромнадзор по форме согласно приложению 9 к постановлению Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 14 августа 2015 г. № 51/94 «О документах, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» в соответствии с требованиями, изложенными в пункте 10 Правил расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 января 2004 г. № 30.
ГЛАВА 2
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОЕКТИРОВАНИЮ ГРУЗОПОДЪЕМНЫХ КРАНОВ, ТЕХНИЧЕСКИХ УСТРОЙСТВ
21. При проектировании грузоподъемных кранов (в том числе их узлов, механизмов, галерей, площадок, лестниц), технических устройств, включенных в перечень объектов экспертизы промышленной безопасности, должны учитываться требования, указанные в разделе II настоящих Правил.
22. Проектная (конструкторская) документация на изготовление грузоподъемного крана, отдельно изготавливаемой сборочной единицы, технического устройства должна включать:
техническое задание;
технические условия (при наличии);
руководство (инструкция) по эксплуатации;
комплект чертежей, расчетов и эксплуатационных документов;
программы и методики испытаний;
обоснование безопасности, в случаях, предусмотренных ТР ТС и ТР ЕАЭС.
23. Грузоподъемность, габариты и другие параметры грузоподъемных кранов и технических устройств должны устанавливаться техническим заданием на проектирование.
24. Проектирование грузоподъемных кранов, технических устройств, предназначенных для работы во взрывоопасных средах, узлов и механизмов таких грузоподъемных кранов должно осуществляться с учетом требований технического регламента Таможенного союза «О безопасности оборудования для работы во взрывоопасных средах» (ТР ТС 012/2011), принятого решением Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 г. № 825.
25. Климатическое исполнение проектируемых грузоподъемных кранов и технических устройств должно соответствовать климатическим районам, в которых планируется применение грузоподъемного крана, технического устройства.
Выбор материалов при проектировании расчетных металлоконструкций должен производиться с учетом нижних предельных значений температур окружающей среды для рабочего и нерабочего состояния грузоподъемного крана, степеней нагруженности элементов и агрессивности окружающей среды.
26. Прочность, жесткость, устойчивость и уравновешенность расчетных металлоконструкций, а также соответствующие показатели безопасности механизмов грузоподъемного крана с учетом установленных режимов работы должны быть подтверждены расчетом и результатами испытаний.
27. При проектировании грузоподъемных кранов, работающих на открытом воздухе, должны быть предусмотрены конструктивные решения против скопления влаги в замкнутых полостях. Металлоконструкции и металлические детали грузоподъемных кранов должны быть защищены от коррозии.
28. При проектировании свободно стоящих грузоподъемных кранов стрелового типа они должны быть проверены расчетом на устойчивость против опрокидывания при действии испытательной нагрузки, действии груза (грузовая устойчивость), отсутствии груза (собственная устойчивость), внезапном снятии нагрузки и монтаже (демонтаже).
У грузоподъемных кранов, по условиям эксплуатации которых требуется опускание ненагруженной стрелы в горизонтальное положение, должна быть обеспечена устойчивость при таком положении стрелы.
29. К применению в качестве грузовых, стреловых, вантовых, тяговых, несущих, монтажных допускаются стальные канаты, имеющие свидетельство по форме, утвержденной Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 9 апреля 2013 г. № 81 «Об утверждении формы свидетельства Евразийского экономического союза об испытании грузоподъемных цепей, стальных канатов, текстильных канатов и лент и правил его оформления» (далее – свидетельство об испытании). При отсутствии указанного документа применение канатов не допускается.
30. На грузоподъемных кранах могут применяться грузовые пластинчатые и сварные цепи.
Цепи должны иметь свидетельство об испытании, при его отсутствии применение цепей не допускается.
31. Краны мостового типа грузоподъемностью более 10 т и группы классификации (режима) не менее А6, башенные краны грузоподъемностью более 5 т, краны портальные, железнодорожные и краны стреловые самоходные должны быть оборудованы регистраторами параметров.
32. Конструкция и расположение галерей, площадок и лестниц на грузоподъемном кране и в местах установки грузоподъемных кранов определяются проектами на изготовление или на установку грузоподъемного крана.
33. Грузовые цепи, стальные канаты, текстильные канаты и ленты, применяемые для изготовления приспособлений для грузоподъемных операций, должны иметь свидетельство об испытании. При отсутствии указанного свидетельства применение грузоподъемных цепей, стальных канатов, текстильных канатов и лент не допускается.
34. Съемные грузозахватные приспособления должны быть снабжены паспортом по форме согласно приложению 6.
35. Грузовые стропы на текстильной основе должны изготавливаться в соответствии с требованиями настоящих Правил, а также конструкторской документации.
Основные технические требования к конструкции и материалам стропов из текстильных лент указаны в приложении 7.
Каждый строп из текстильных лент должен иметь маркировочную бирку по форме согласно приложению 8.
36. Предельные величины отклонений кранового пути грузоподъемного крана должны соответствовать требованиям согласно приложению 9.
37. Устройство кранового пути (кроме пути кранов железнодорожных), фундамента для установки стационарных башенных кранов, привязки башенного крана к строящемуся зданию с помощью стальных связей должно производиться по проекту, разработанному изготовителем грузоподъемного крана или проектной организацией, имеющей аттестат соответствия на право осуществления соответствующего вида деятельности, выданный Министерством архитектуры и строительства в соответствии с Положением об аттестации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих отдельные виды архитектурной, градостроительной, строительной деятельности (их составляющие), выполнение работ по обследованию зданий и сооружений, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21 марта 2014 г. № 252.
При установке грузоподъемного крана на эксплуатирующийся крановый путь последний должен быть проверен организацией, указанной в части первой настоящего пункта, расчетом на допустимость такой нагрузки.
Готовность кранового пути к эксплуатации должна быть подтверждена актом сдачи земляного полотна под устройство верхнего строения кранового пути и актом сдачи-приемки кранового пути в эксплуатацию согласно приложению 10, к которому должны быть приложены результаты планово-высотной съемки.
38. Крановые пути башенных кранов выполняются в соответствии с указаниями (при их наличии) изготовителя башенных кранов.
39. Тупиковые упоры крановых путей башенных кранов, кранов козловых, портальных и мостового типа должны соответствовать крановым нагрузкам и иметь паспорт. Паспорт на тупиковые упоры разрабатывается их изготовителем.
При отсутствии (утрате) паспорта на тупиковые упоры, паспорт разрабатывается изготовителем тупиковых упоров или владельцем грузоподъемного крана.
40. Паспорт на тупиковые упоры должен содержать наименование изготовителя (в случае разработки паспорта владельцем грузоподъемного крана – данные владельца грузоподъемного крана), заводской номер (в случае разработки паспорта владельцем – инвентарный (е) номер (а)), технические характеристики, тип и размерную группу грузоподъемных кранов, для которых предназначен упор, комплект поставки, общие требования по эксплуатации, требования безопасности, свидетельство о приемке (в случае разработки паспорта владельцем – номер и дата утверждения акта обследования тупиковых упоров грузоподъемных кранов, наименование организации, проводившей обследование тупиковых упоров), гарантийные обязательства (в случае разработки паспорта владельцем – не указываются).
[...]
Правила содержат двадцать четыре главы, объединенные в три раздела и двадцать два приложения:
РАЗДЕЛ I
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Глава 1. Общие положения
Глава 2. Общие требования к проектированию грузоподъемных кранов, технических устройств
Глава 3. Общие требования к изготовлению, реконструкции, технической модернизации, ремонту, монтажу, наладке, обслуживанию грузоподъемных кранов и технических устройств
РАЗДЕЛ II
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УСТРОЙСТВУ ГРУЗОПОДЪЕМНЫХ КРАНОВ, ИХ УЗЛОВ, МЕХАНИЗМОВ, ГАЛЕРЕЙ, ПЛОЩАДОК, ЛЕСТНИЦ, КАНАТОВ, ТЕХНИЧЕСКИХ УСТРОЙСТВ
Глава 4. Требования к механизмам
Глава 5. Требования к тормозам
Глава 6. Требования к ходовым колесам
Глава 7. Требования к грузозахватным органам
Глава 8. Требования к канатам и цепям, устанавливаемым на грузоподъемных кранах
Глава 9. Требования к барабанам, блокам, звездочкам
Глава 10. Требования к электрооборудованию
Глава 11. Требования к гидрооборудованию
Глава 12. Требования к приборам и устройствам безопасности
Глава 13. Требования к аппаратам управления и кабинам управления
Глава 14. Требования к противовесу и балласту
Глава 15. Требования к защитным ограждениям
Глава 16. Требования к галереям, площадкам, лестницам
Глава 17. Требования к грузозахватным приспособлениям и таре
Глава 18. Требования к крановому пути грузоподъемного крана
Глава 19. Дополнительные требования к кранам-манипуляторам, кранам-штабелерам, кранам кабельного типа, подъемникам крановым
РАЗДЕЛ III
ЭКСПЛУАТАЦИЯ ГРУЗОПОДЪЕМНЫХ КРАНОВ
Глава 20. Требования к установке грузоподъемных кранов
Глава 21. Основные требования по организации безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов
Глава 22. Техническое освидетельствование грузоподъемных кранов
Глава 23. Техническое диагностирование грузоподъемных кранов
Глава 24. Производство работ грузоподъемными кранами
Приложение 1. Наряд-допуск на производство работ грузоподъемным краном вблизи воздушной линии электропередачи (электросвязи)
Приложение 2. Паспорт крана-манипулятора
Приложение 3. Паспорт крана мостового типа
Приложение 4. Паспорт крана стрелового типа (кроме башенных кранов)
Приложение 5. Паспорт электрической тали
Приложение 6. Паспорт съемного грузозахватного приспособления1
Приложение 7. Технические требования к конструкции и материалам стропов из текстильных лент
Приложение 8. Маркировочная бирка стропа из текстильных лент
Приложение 9. Критерии браковки кранового пути грузоподъемных кранов
Приложение 10. Акт сдачи-приемки кранового пути в эксплуатацию
Приложение 11. Требования к канатам и цепям, устанавливаемым на грузоподъемных кранах
Приложение 12. Коэффициенты выбора диаметров барабана (h1), блока (h2) и уравнительного блока (h3)
Приложение 13. Минимальное расстояние (м) от основания откоса котлована (канавы) до оси ближайших опор крана при ненасыпанном грунте
Приложение 14. Вахтенный журнал
Приложение 15. Журнал учета и осмотра съемных грузозахватных приспособлений и тары
Приложение 16. Нормы браковки канатов грузоподъемных кранов
Приложение 17. Нормы браковки элементов грузоподъемных кранов
Приложение 18. Нормы браковки грузозахватных приспособлений
Приложение 19. Заявка на выделение грузоподъемного крана
Приложение 20. Наряд-допуск на право выхода на крановые пути и проходные галереи кранов мостовых и кранов передвижных консольных для производства ремонтных и других работ
Приложение 21. Знаковая сигнализация при перемещении грузов грузоподъемными кранами
Приложение 22. Паспорт башенного крана
Для быстрого заказа воспользуйтесь этим счетом или позвоните в издательство по любому из номеров: (029) 385-96-66, (017) 385-96-66.