Правила по обеспечению промышленной безопасности эскалаторов и конвейеров пассажирских
ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ПО ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
21 октября 2014 г. № 28
(Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 05.11.2014, 8/29219)
Об утверждении Правил по обеспечению промышленной безопасности эскалаторов и конвейеров пассажирских
(ИЗВЛЕЧЕНИЕ)
На основании подпункта 7.4 пункта 7 Положения о Министерстве по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 29 декабря 2006 г. № 756 «О некоторых вопросах Министерства по чрезвычайным ситуациям», Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:
- Утвердить прилагаемые Правила по обеспечению промышленной безопасности эскалаторов и конвейеров пассажирских.
- Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2015 г.
Министр
В.А.Ващенко
СОГЛАСОВАНО
Министр труда и социальной защиты Республики Беларусь
М.А.Щеткина
07.10.2014
СОГЛАСОВАНО
Министр транспорта и коммуникаций Республики Беларусь
А.А.Сивак
26.09.2014
СОГЛАСОВАНО
Министр промышленности Республики Беларусь
Д.С.Катеринич
30.09.2014
СОГЛАСОВАНО
Министр энергетики Республики Беларусь
В.Н.Потупчик
30.09.2014
Постановление
Министерства
по чрезвычайным ситуациям
Республики Беларусь 21.10.2014 № 28
ПРАВИЛА
по обеспечению промышленной безопасности эскалаторов и конвейеров пассажирских
ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Настоящие Правила разработаны в соответствии с Законом Республики Беларусь от 10 января 2000 года «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., № 8, 2/138), техническими регламентами Таможенного союза (далее – ТР ТС).
2. Настоящие Правила обязательны для организаций независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности и индивидуальных предпринимателей, являющихся владельцами эскалаторов и конвейеров пассажирских, а также других организаций, выполняющих отдельные виды работ и услуг (проектирование, конструирование, изготовление, монтаж, наладку, эксплуатацию, техническое обслуживание, ремонт, модернизацию, реконструкцию, техническое диагностирование, техническое освидетельствование, обучение персонала и ответственных специалистов), связанных с эскалаторами и конвейерами пассажирскими, на территории Республики Беларусь.
3. Настоящие Правила распространяются на:
- эскалаторы;
- конвейеры пассажирские.
4. Настоящие Правила не распространяются на эскалаторы и конвейеры пассажирские, установленные в шахтах горной промышленности.
5. Настоящие Правила устанавливают требования к проектированию (конструированию), изготовлению, монтажу, наладке, техническому обслуживанию, модернизации, реконструкции, ремонту, техническому освидетельствованию, техническому диагностированию, вводу в эксплуатацию, эксплуатации эскалаторов и конвейеров пассажирских, их узлов и механизмов, включая приборы и устройства безопасности, оборудование диспетчерского контроля.
Настоящие Правила разработаны с целью обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья пользователей, обслуживающего персонала и других лиц, находящихся в непосредственной близости от эскалаторов и конвейеров пассажирских.
6. Государственный надзор за эскалаторами и конвейерами пассажирскими, указанными в пункте 3 настоящих Правил, за исключением оборудования, указанного в пункте 4 настоящих Правил, осуществляет Департаментом по надзору за безопасным ведением работ в промышленности Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь (далее – Госпромнадзор).
7. Для целей настоящих Правил применяются следующие термины и их определения:
- авария на эскалаторе, конвейере пассажирском – разрушение несущих металлоконструкций эскалатора, конвейера пассажирского и (или) его элементов, в том числе направляющих ступеней (пластин); тяговой цепи; главного вала; валов редуктора и ленты; ступеней (пластин), ленты; рабочего или аварийного тормоза;
- балюстрада эскалатора, конвейера пассажирского – совокупность щитов, карнизов и других элементов, которые отделяют пассажиров от механизмов и металлоконструкций с целью обеспечения их безопасности и служат для создания интерьера;
- блокировочное устройство эскалатора, конвейера пассажирского – устройство, в состав которого входит электрическое устройство безопасности, отключающее электродвигатель (и) эскалатора, конвейера пассажирского или запрещающее его (их) включение при нарушении установленного режима работы механизма или узла, которое может привести к опасной ситуации;
- борт поручня эскалатора, конвейера пассажирского – часть поручня, предназначенная для удержания поручня при его движении по рабочей ветви;
- ввод в эксплуатацию эскалатора, конвейера пассажирского – событие, фиксирующее готовность эскалатора, конвейера пассажирского к использованию по назначению и документально оформленное в установленном порядке;
- вертикальная верхняя или нижняя база эскалатора – вертикальная плоскость, проходящая через линию пересечения наклонной базы с горизонтальной базой;
- владелец эскалатора, конвейера пассажирского – организация, индивидуальный предприниматель, которые как собственники или на других правах владения используют эскалатор, конвейер пассажирский по назначению и обеспечивают его безопасную эксплуатацию;
- внутренняя балюстрада эскалатора, конвейера пассажирского – часть балюстрады, расположенная с обеих сторон несущего полотна между фартуком или плинтусом и карнизом;
- вспомогательный привод эскалатора, конвейера пассажирского – привод, предназначенный для перемещения несущего полотна с ремонтной скоростью;
- вспомогательный бегунок ступени или пластины эскалатора, конвейера пассажирского – опора качения ступени или пластины по направляющим, кинематически не связанная с тяговой цепью;
- высота транспортирования пассажиров – расстояние по вертикали между уровнями верхней и нижней входных площадок;
- высота ступени эскалатора – расстояние между верхними поверхностями настилов двух смежных ступеней на наклонном участке лестничного полотна;
- выключатель безопасности эскалатора, конвейера пассажирского – электромеханическое устройство, предназначенное для выключения цепи питания или управления;
- глубина ступени или пластины – расстояние между передним и задним торцами настила ступени или пластины;
- главный привод эскалатора, конвейера пассажирского – привод, предназначенный для перемещения несущего полотна с номинальной скоростью;
- горизонтальная верхняя или нижняя база эскалатора, конвейера пассажирского – плоскость, проходящая по горизонтальной поверхности входных площадок верхнего или нижнего сооружения;
- горизонтальный участок лестничного полотна эскалатора – участок лестничного полотна перед входными площадками, предназначенный для обеспечения безопасного входа и выхода пассажиров;
- гребень настила ступени эскалатора – съемный элемент настила ступени, расположенный над подступенком;
- гребенка входной площадки эскалатора, конвейера пассажирского – зубчатая секция входной площадки, зубья которой входят во впадины настила ступеней, пластин или ленты;
- дефлектор эскалатора, конвейера пассажирского – устройство, снижающее риск защемления предметов между ступенями, несущим полотном эскалатора, конвейера пассажирского и фартуком;
- дополнительный и/или аварийный тормоз эскалатора, конвейера пассажирского – устройство, предназначенное для остановки несущего полотна при превышении им номинальной скорости или самопроизвольном изменении направления движения, а также при несрабатывании рабочего тормоза и (или) превышении максимального допустимого тормозного пути рабочего тормоза;
- карниз балюстрады эскалатора, конвейера пассажирского – элемент балюстрады, к которому крепятся направляющие поручня и щиты балюстрады;
- конвейер пассажирский – техническое устройство с механическим приводом для перемещения пассажиров, в котором несущая поверхность пластин или лента остается параллельной направлению ее движения;
- крайняя балюстрада эскалатора, конвейера пассажирского – часть балюстрады, расположенная между карнизом крайнего эскалатора и строительными сооружениями;
- лестничное полотно эскалатора – грузонесущий элемент эскалатора, состоящий из ступеней, объединенных тяговыми цепями;
- максимальная эксплуатационная нагрузка эскалатора, конвейера пассажирского – наибольшая нагрузка от пассажиров на 1 м длины несущего полотна или поручня;
- машинное оборудование эскалатора, конвейера пассажирского – механизмы эскалатора или конвейера пассажирского и связанное с ними оборудование;
- машинное помещение или пространство эскалатора, конвейера пассажирского – помещение снаружи или пространство внутри несущей конструкции эскалатора, конвейера пассажирского, в котором машинное оборудование размещается полностью или частично;
- модернизация эскалатора, конвейера пассажирского – мероприятия по повышению безопасности и технического уровня находящегося в эксплуатации эскалатора, конвейера пассажирского до уровня, установленного обязательными для соблюдения требованиями технических нормативных правовых актов (далее – ТНПА);
- монтажный чертеж эскалатора, конвейера пассажирского – чертеж, согласно которому устанавливается и монтируется оборудование эскалатора, конвейера пассажирского;
- назначенный срок службы эскалатора, конвейера пассажирского – календарная продолжительность эксплуатации, при достижении которой эксплуатация эскалатора, конвейера пассажирского должна быть прекращена независимо от его технического состояния;
- наклонная база эскалатора – плоскость, проходящая по передним кромкам гребней настилов ступеней в наклонной части эскалатора;
- настил ступени или пластины эскалатора, конвейера пассажирского – рабочая рифленая поверхность ступени или пластины, во впадины которой входят зубья гребенки входной площадки;
- наружная балюстрада эскалатора, конвейера пассажирского – часть балюстрады, расположенная в местах входа и выхода пассажиров, примыкающая к полу вестибюля и к крайней балюстраде в случае выполнения последней свободностоящей;
- несущее полотно эскалатора, конвейера пассажирского – лестничное полотно эскалатора, пластинчатое полотно или лента конвейера пассажирского, предназначенные для перемещения пассажиров;
- несчастный случай на эскалаторе, конвейере пассажирском – внезапное, непредвиденное событие, в результате которого человек получил травму или иное повреждение здоровья;
- номинальная скорость эскалатора, конвейера пассажирского – скорость движения ступеней, пластин или ленты при работе без нагрузки в установившемся режиме;
- обслуживающий персонал – работающие, привлекаемые владельцем эскалатора, конвейера пассажирского или специализированной организацией в установленном законодательством порядке для выполнения работ (услуг) по эксплуатации, обслуживанию и ремонту;
- остаточный ресурс эскалатора, конвейера пассажирского – суммарная наработка эскалатора, конвейера пассажирского от момента контроля его технического состояния до предполагаемого перехода в предельное состояние;
- основной бегунок ступени или пластины эскалатора, конвейера пассажирского – опора качения ступени или пластины по направляющим, кинематически связанная с тяговой цепью;
- отказоустойчивая цепь эскалатора, конвейера пассажирского – электрическая и (или) электронная система, связанная с обеспечением безопасности, которая работает заданным образом в случае отказа оборудования;
- перепад ступеней лестничного полотна эскалатора, конвейера пассажирского – разность уровней настилов двух смежных ступеней на горизонтальном участке;
- пластинчатое полотно конвейера пассажирского – грузонесущий элемент пластинчатого конвейера пассажирского, состоящий из пластин, объединенных тяговыми цепями;
- плита входной площадки эскалатора, конвейера пассажирского – несущая плита входной площадки, к которой крепятся гребенки;
- плинтус балюстрады эскалатора, конвейера пассажирского – элемент балюстрады, расположенный над фартуком, к которому крепятся щиты балюстрады;
- пластина эскалатора, конвейера пассажирского – часть пластинчатого полотна конвейера пассажирского, предназначенная для размещения пассажиров;
- подступенок ступени эскалатора – деталь передней (лобовой) части ступени с рифленой поверхностью, во впадины которой входят зубья настила смежной ступени;
- повреждение I степени эскалатора, конвейера пассажирского – деформация несущих металлоконструкций эскалатора, конвейера пассажирского и его элементов, в том числе направляющих ступеней, пластин и ленты; тяговой цепи; главного вала; валов редуктора; ступеней (пластин), ленты; рабочего или аварийного тормоза, повлекшая необходимость прекращения эксплуатации эскалатора, конвейера пассажирского и непланового вывода его в ремонт на срок свыше одного часа;
- повреждения II степени эскалатора, конвейера пассажирского – внезапная остановка работы эскалатора, конвейера пассажирского по причине срабатывания устройств и приборов безопасности повлекшая необходимость вывода его в ремонт на срок до одного часа, за исключением срабатывания самовозвратных блокировочных устройств и (или) воздействия на устройство «стоп»;
- поручневое устройство эскалатора, конвейера пассажирского – совокупность блоков, направляющих, привода и поддерживающих роликов, обеспечивающих движение поручня по трассе;
- поручень эскалатора, конвейера пассажирского – непрерывная лента, перемещающаяся по трассе поручневого устройства, предназначенная для опоры рук пассажиров;
- пользователь – лицо, которое пользуется эскалатором, конвейером пассажирским, в том числе пассажир;
- предельное состояние эскалатора, конвейера пассажирского – техническое состояние эскалатора, конвейера пассажирского, их узлов и механизмов, при котором их дальнейшая эксплуатация недопустима или нецелесообразна, либо восстановление их работоспособного состояния невозможно или нецелесообразно;
- провозная способность эскалатора, конвейера пассажирского – наибольшее число пассажиров, которое может быть перемещено эскалатором или конвейером пассажирским в единицу времени;
- программируемая электронная система, связанная с безопасностью эскалатора, конвейера пассажирского (далее – ПЭССБЭ) – система управления, защиты или мониторинга, основанная на использовании одного или нескольких программируемых электронных устройств, включая все элементы системы, такие как источники питания, датчики и другие устройства ввода, магистрали данных и другие каналы связи, приводные устройства и другие устройства вывода, используемые в устройствах безопасности;
- рабочий тормоз эскалатора, конвейера пассажирского – устройство, предназначенное для остановки несущего полотна при отключении электродвигателя;
- реконструкция эскалатора, конвейера пассажирского – совокупность работ и мероприятий, связанных с повышением потребительских качеств эскалатора, конвейера пассажирского, их частей и (или) элементов, повлекших за собой изменение технических характеристик, указанных в паспорте (формуляре) и выполненных после ввода эскалатора, конвейера пассажирского, в эксплуатацию;
- ремонтная скорость эскалатора, конвейера пассажирского – скорость движения ступеней, пластин или ленты при выполнении технического обслуживания или ремонта;
- ручной привод эскалатора, конвейера пассажирского – привод, предназначенный для перемещения несущего полотна вручную;
- специализированная организация – организация осуществляющая деятельность по проектированию (конструированию), изготовлению, монтажу (наладке), эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту эскалаторов, конвейеров пассажирских, а также их диагностирование;
- средняя балюстрада эскалатора, конвейера пассажирского – часть балюстрады, расположенная между карнизами двух смежных эскалаторов, конвейеров пассажирских;
- ступень эскалатора – часть лестничного полотна эскалатора, конвейера пассажирского, предназначенная для размещения пассажиров;
- техническое диагностирование эскалатора, конвейера пассажирского – обследование металлоконструкций, узлов и механизмов эскалатора, конвейера пассажирского, с применением неразрушающих методов контроля, контроль функционирования узлов и алгоритма работы эскалатора, конвейера пассажирского, обследование эскалатора, конвейера пассажирского, на соответствие требованиям технических регламентов Таможенного союза, настоящим Правилам и другим нормативным правовым актам, в том числе обязательным для соблюдения требованиям ТНПА, определение технического состояния эскалатора, конвейера пассажирского, испытания эскалатора, конвейера пассажирского, проводимые с целью определения остаточного ресурса оборудования;
- техническое обслуживание эскалатора, конвейера пассажирского – комплекс операций по поддержанию работоспособности и безопасности эскалатора, конвейера пассажирского, при его эксплуатации;
- техническое освидетельствование эскалатора, конвейера пассажирского – оценка системы эксплуатации эскалатора, конвейера пассажирского, проверка его технического состояния и установки на соответствие требованиям НПА, обязательным для соблюдения требованиям ТНПА, эксплуатационной документации, включая разборку и осмотр компонентов, если это необходимо, проведение испытаний и контрольных пусков с целью принятия решения о пригодности эскалатора, конвейера пассажирского, к дальнейшей эксплуатации или необходимости немедленного устранения дефектов;
- техническое состояние – совокупность подверженных изменению свойств эскалатора, конвейера пассажирского в определенный момент времени, характеризуемая степенью соответствия фактических значений, показателей и (или) качественных признаков, установленных в эксплуатационных и (или) нормативных документах;
- требования безопасности – требования настоящих Правил, технических регламентов и национальных стандартов, устанавливаемые в целях минимизации рисков при проектировании, изготовлении, эксплуатации, техническом обслуживании и ремонте эскалатора, конвейера пассажирского;
- трасса лестничного или пластинчатого полотна эскалатора, конвейера пассажирского – совокупность направляющих, контрнаправляющих основных и вспомогательных бегунков ступеней или пластин, обеспечивающих перемещение лестничного или пластинчатого полотна по заданной траектории;
- угол наклона – максимальный угол относительно горизонтали, под которым движутся ступени, пластины или лента;
- уровень полноты безопасности (далее – SIL) – дискретный уровень, определяющий требования к полноте безопасности для функций безопасности ПЭССБЭ;
- условия эксплуатации – совокупность факторов, действующих на эскалатор, конвейер пассажирский при его эксплуатации;
- устройство безопасности – техническое устройство для обеспечения безопасной перевозки людей, обслуживающего персонала и эксплуатации эскалатора, конвейера пассажирского;
- устье поручня – устройство, расположенное в месте входа поручня в балюстраду при переходе с рабочей на нерабочую ветвь;
- фартук балюстрады эскалатора, конвейера пассажирского – нижняя вертикальная часть балюстрады, расположенная вдоль трассы несущего полотна на уровне ступеней, пластин или ленты, предназначенная для регулирования зазора между ступенью и балюстрадой;
- цепь безопасности эскалатора, конвейера пассажирского – часть электрической системы безопасности, состоящая из электрических устройств безопасности;
- ширина несущего полотна эскалатора, конвейера пассажирского – расстояние по внешним боковым торцам настила ступени, пластины или ленты;
- штапик балюстрады эскалатора, конвейера пассажирского – элемент балюстрады, закрывающий зазор между смежными щитами балюстрады;
- эксплуатационный документ – конструкторский документ, который в отдельности или в совокупности с другими документами определяет правила эксплуатации изделия и (или) отражает сведения, удостоверяющие гарантированные изготовителем значения основных параметров и характеристик (свойств) изделия, гарантии и сведения по его эксплуатации в течение назначенного срока службы;
- эксплуатация эскалатора, конвейера пассажирского – стадия жизненного цикла эскалатора, конвейера пассажирского, на которой реализуется, поддерживается и восстанавливается его качество и включает в себя использование по назначению, хранение в период эксплуатации, техническое обслуживание и ремонт;
- эксплуатация в режиме ожидания эскалатора, конвейера пассажирского – режим, при котором эскалатор, конвейер пассажирский останавливается или замедляет движение при отсутствии пассажиров и автоматически запускается или ускоряется до номинальной скорости при подходе пассажира;
- электрическая система безопасности эскалатора, конвейера пассажирского – часть электрической системы управления, обеспечивающая безопасность и представляющая собой совокупность цепей безопасности и устройств контроля;
- электрические устройства безопасности эскалатора, конвейера пассажирского – часть цепи безопасности, состоящая из выключателей безопасности и (или) отказоустойчивых цепей;
- эскалатор – техническое устройство с наклонным движущимся лестничным полотном, с механическим приводом для перемещения пассажиров с одного уровня на другой, у которого несущая поверхность ступеней остается горизонтальной.
В настоящих Правилах использованы обозначения согласно таблице 1 приложения 1.
8. Отступления от требований настоящих Правил могут быть допущены только в исключительных случаях по письменному согласованию с Департаментом по надзору за безопасным ведением работ в промышленности Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь (далее – Госпромнадзор) в соответствии с пунктом 20.24 единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 февраля 2012 г. № 156 «Об утверждении единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, внесении дополнения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14 февраля 2009 г. № 193 и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2012 г., № 35, 5/35330) (далее – единый перечень административных процедур).
9. Эскалаторы, конвейеры пассажирские, в том числе их строительная часть, спроектированные и изготовленные до введения в действие настоящих Правил, должны в полной мере отвечать обязательным для соблюдения требованиям ТНПА, согласно которым они спроектированы и изготовлены, а также эксплуатационной документации изготовителя.
10. Применение эскалаторов, конвейеров пассажирских, их узлов и механизмов, оборудования диспетчерского контроля допускается при условии их соответствия техническим регламентам Таможенного союза, настоящим Правилам, НПА, обязательным для соблюдения требованиям ТНПА.
Эскалаторы, конвейеры пассажирские и их устройства безопасности должны отвечать требованиям безопасности, установленным изготовителем, в течение всего назначенного срока службы при условии использования их по назначению.
Перед выпуском в обращение на территории Республики Беларусь эскалаторов, конвейеров пассажирских, подлежащих государственному надзору в области промышленной безопасности, а также их узлов и механизмов, оборудования диспетчерского контроля они должны в установленном порядке пройти подтверждение соответствия или иметь разрешительные документы, если обязательное наличие таких документов предусмотрено законодательством.
11. Организации, занимающиеся проектированием (конструированием), изготовлением (реконструкцией, модернизацией), монтажом, наладкой, ремонтом, техническим освидетельствованием, техническим диагностированием и эксплуатацией эскалаторов, конвейеров пассажирских, должны обеспечить выполнение требований безопасности, установленных НПА, обязательными для соблюдения требованиями ТНПА.
В организациях, осуществляющих проектирование (конструирование) и изготовление (реконструкцию, модернизацию), а также монтаж (наладку), техническое обслуживание и ремонт эскалаторов, конвейеров пассажирских и их компонентов, должна быть создана и применяться система управления качеством (нормоконтроль, входной, пооперационный, приемочный контроль и иное), обеспечивающая соблюдение требований НПА, обязательных для соблюдения требований ТНПА.
В этих организациях также должна быть разработана и внедрена система управления охраной труда, обеспечивающая идентификацию опасностей, оценку профессиональных рисков, определение мер управления профессиональными рисками и анализ их результативности, разработку и реализацию мероприятий по улучшению условий и охраны труда.
12. В специализированной организации каждому работнику должна быть определена конкретная сфера деятельности и пределы его полномочий.
Специализированная организация должна:
- располагать необходимым персоналом, а также руководителями и специалистами, имеющими полномочия, необходимые для выполнения своих обязанностей, в том числе для выявления случаев отступлений от требований к качеству работ, от процедур проведения работ, и для принятия мер по предупреждению или сокращению таких отступлений;
- определить процедуры контроля соблюдения технологических процессов;
- установить ответственность, полномочия и взаимоотношения работников, занятых в управлении, выполнении или проверке выполнения работ.
Технологическая подготовка производства и производственный процесс в специализированной организации должны исключать использование материалов и изделий, на которые отсутствуют сертификаты, паспорта и другие документы, подтверждающие их качество.
Специализированная организация должна располагать необходимыми материалами, комплектующими изделиями, инструментом, приспособлениями, оборудованием, обеспечивающими возможность выполнения заявленных видов работ.
Для обеспечения технологических процессов выполнения работ по монтажу (демонтажу), наладке, ремонту, реконструкции и модернизации, освидетельствованию специализированная организация в зависимости от осуществляемых видов деятельности должна иметь: необходимую численность персонала; технологический регламент, разработанный в соответствии с требованием изготовителя и (или) проектной документации; комплекты необходимого оборудования для выполнения работ по проведению монтажных (наладочных) и ремонтных работ, а также контролю технического состояния эскалаторов, конвейеров пассажирских до и после выполнения работ.
Если монтаж, ремонт, реконструкция или модернизация выполняются с применением сварки, то для выполнения работ по неразрушающему контролю металлоконструкций, специализированная организация должна иметь или привлекать на договорной основе аттестованную лабораторию: комплект необходимого оборудования для выполнения работ по резке, правке и сварке металла, а также необходимые сварочные материалы, а также оборудование для монтажных (демонтажных) работ, а также такелажные и монтажные приспособления, грузоподъемные механизмы, домкраты, стропы и т.п.; контрольно-измерительные приборы, позволяющие выполнять ремонтные и наладочные работы, а также оценивать работоспособность эскалатора, конвейера пассажирского в целом, а также составных компонентов; комплекты рабочих чертежей и документации на проведение работ; вспомогательное оборудование (подмости, ограждения), которое может быть использовано при проведении работ.
13. Средства измерений (измерительные приборы, стандартные образцы), используемые в процессе испытания эскалаторов, конвейеров пассажирских, должны быть поверены в установленном порядке.
14. Конструкция эскалаторов, конвейеров пассажирских должна соответствовать условиям их эксплуатации (климатические факторы, степень опасности среды, режим работы, ветровые нагрузки и другое).
15. Изготовление, модернизация, реконструкция, монтаж, наладка, ремонт, техническое обслуживание, эксплуатация, техническое освидетельствование и техническое диагностирование эскалаторов, конвейеров пассажирских должны осуществляться в соответствии с требованиями конструкторской, технологической, эксплуатационной документации изготовителя и НПА, в том числе обязательных для соблюдения требований ТНПА.
16. Комплектность и соответствие документации на эскалатор, конвейер пассажирский требованиям НПА, в том числе обязательным для соблюдения требованиям ТНПА, должен обеспечить поставщик и (или) изготовитель.
Число комплектов эксплуатационной документации при поставке нескольких эскалаторов, конвейеров пассажирских одной модели определяется по согласованию между поставщиком и заказчиком, при этом паспортом (формуляром) должен быть снабжен каждый эскалатор, конвейер пассажирский.
17. В случае утраты (приведения в негодность) паспорта (формуляра), руководства по эксплуатации и иных эксплуатационных документов на эскалатор, конвейер пассажирский, эксплуатируемые в Республике Беларусь, дубликаты указанных документов могут быть восстановлены на основании результатов технического диагностирования изготовителем оборудования или организацией, имеющей специальное разрешение (лицензию) на право осуществления деятельности в области промышленной безопасности в части выполнения работ и услуг по проектированию (конструированию) эскалаторов, конвейеров пассажирских.
18. В случае, если при монтаже, модернизации или реконструкции эскалаторов, конвейеров пассажирских возникла необходимость внесения изменений в их конструкторскую документацию, они могут быть внесены организацией, осуществляющей монтаж, модернизацию или реконструкцию эскалатора, конвейера пассажирского, после их согласования с изготовителем или организацией-разработчиком конструкторской документации. Документ о согласовании должен быть приложен к паспорту (формуляру) эскалатора, конвейера пассажирского.
Изменения должны быть заверены подписью руководителя и печатью организации, внесшей изменения в конструкторскую документацию.
19. Организации или индивидуальные предприниматели, которые при монтаже или эксплуатации эскалатора, конвейера пассажирского выявили недостатки в его конструкции или изготовлении, а также несоответствия требованиям НПА, в том числе обязательным для соблюдения требованиям ТНПА, влияющие на обеспечение безопасной эксплуатации, направляют изготовителю (поставщику) рекламацию (претензию).
Копия рекламации направляется в Госпромнадзор.
20. Изготовитель и (или) поставщик, получив рекламацию (претензию), должны обеспечить устранение выявленных недостатков, а также устранение допущенных при изготовлении отступлений от требований НПА, в том числе обязательных для соблюдения требований ТНПА, путем предоставления технической документации и необходимых материалов, деталей и узлов, подлежащих замене.
Изготовитель должен вести учет поступивших рекламаций (претензий) и других извещений о недостатках конструкции и изготовления эскалатора, конвейера пассажирского, содержащий следующие сведения:
- предъявитель рекламации (претензии);
- заводской номер эскалатора, конвейера пассажирского или составной части;
- краткое содержание рекламации (претензии);
- принятые меры.
В случае, если выявленные недостатки могут повлиять на безопасность лиц, указанных в части второй пункта 5 настоящих Правил, изготовитель эскалаторов, конвейеров пассажирских должен сообщить всем эксплуатирующим организациям о необходимости и методах устранения таких недостатков, а также выслать эксплуатационную документацию и необходимые материалы, детали и узлы, подлежащие замене. Соответствующее уведомление должно быть направлено в Госпромнадзор.
[...]
ГЛАВА 8
ЭКСПЛУАТАЦИЯ
70. Деятельность по эксплуатации эскалаторов, конвейеров пассажирских осуществляется организациями или иностранными юридическими лицами, имеющими соответствующее специальное разрешение (лицензию) на право осуществления деятельности в области промышленной безопасности.
71. Владелец эскалатора, конвейера пассажирского обязан обеспечить его безопасную эксплуатацию и исправное состояние.
В этих целях должны быть:
- обеспечена эксплуатация эскалатора, конвейера пассажирского в соответствии с эксплуатационной документацией;
- назначен квалифицированный обслуживающий персонал;
- назначен специалист, ответственный за безопасную эксплуатацию эскалатора, конвейера пассажирского;
- установлен порядок периодических осмотров, технического обслуживания и ремонта;
- разработаны инструкции, регламентирующие объем и порядок работ, выполняемых при эксплуатации, обслуживании и ремонте (далее – инструкции) и инструкций по охране труда для профессий и (или) отдельных видов работ (услуг) для персонала (далее – инструкции по охране труда), обслуживающего эскалатор, конвейер пассажирский и системы диспетчерского контроля;
- установлен порядок обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, а также порядок обучения, проверки знаний инструкций у обслуживающего персонала и проверки знаний настоящих Правил у специалиста, ответственного за безопасную эксплуатацию эскалатора, конвейера пассажирского;
- разработаны должностная инструкция для специалиста, ответственного за безопасную эксплуатацию эскалатора, конвейера пассажирского;
- обеспечено наличие и ведение эксплуатационных документов, в том числе журнала осмотра эскалатора, конвейера пассажирского и журнала технического обслуживания эскалатора, конвейера пассажирского согласно приложениям 5 и 6 к настоящим Правилам;
- обеспечено наличие у специалиста, ответственного за безопасную эксплуатацию эскалатора, конвейера пассажирского, настоящих Правил, должностной инструкции, а у обслуживающего персонала – инструкций и инструкций по охране труда;
- обеспечено выполнение специалистом, ответственным за безопасную эксплуатацию эскалатора, конвейера пассажирского требований настоящих Правил и должностной инструкции, обслуживающим персоналом – инструкций и инструкций по охране труда;
- обеспечена подготовка и проведение технического диагностирования и технического освидетельствования эскалатора, конвейера пассажирского;
- обеспечен вывод эскалатора, конвейера пассажирского из эксплуатации по истечении назначенного срока службы;
- приняты меры по предотвращению проникновения посторонних лиц в места, предназначенные для размещения привода, электрооборудования, аппаратуры управления и телемеханики эскалатора, конвейера пассажирского;
- обеспечено выполнение требований (предписаний) должностных лиц, выдаваемых ими в соответствии с полномочиями;
- обеспечено приостановление эксплуатации эскалатора, конвейера пассажирского самостоятельно, по требованию (предписанию) Госпромнадзора и по иным законным основаниям, а также по требованию специалиста, ответственного за безопасную эксплуатацию эскалатора, конвейера пассажирского в случае выявления непосредственной угрозы жизни и здоровью людей;
- разработаны мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий, инцидентов и несчастных случаев на эскалаторе, конвейере пассажирском, оказано содействие Госпромнадзору, обеспечено участие в техническом расследовании причин аварий, несчастных случаев и инцидентов на эскалаторе, конвейере пассажирском, а также приняты меры по устранению причин аварий, несчастных случаев, инцидентов и их профилактике;
- приняты меры по защите жизни и здоровья работников, связанных с эксплуатацией эскалатора, конвейера пассажирского;
- обеспечено своевременное информирование соответствующих органов государственного управления об аварии, инциденте и несчастном случае на эскалаторе, конвейере пассажирском;
- обеспечен учет аварий, инцидентов и несчастных случаев на эскалаторе, конвейере пассажирском;
- обеспечено участие специалиста, ответственного за безопасную эксплуатацию эскалатора, конвейера пассажирского, и руководителей организации в проверках соблюдения требований безопасности;
- обеспечено проведение специалистом, ответственным за безопасную эксплуатацию эскалатора, конвейера пассажирского, проверок, установлены их объем и периодичность;
- установлен порядок рассмотрения результатов проверок, устранения выявленных нарушений и принятия конкретных, действенных мер по их недопущению в дальнейшем;
- установлен порядок хранения и учета выдачи ключей от помещений и шкафов, в которых находится оборудование эскалатора, конвейера пассажирского.
72. В тех случаях, когда владелец эскалатора, конвейера пассажирского не имеет возможности обеспечить его безопасную эксплуатацию и исправное состояние, проводить техническое обслуживание и ремонт силами своей организации, он может привлекать специализированную организацию, имеющую соответствующее специальное разрешение (лицензию) на право осуществления деятельности в области промышленной безопасности, или возлагать обязанности специалиста, ответственного за безопасную эксплуатацию, на специалистов других организаций, индивидуальных предпринимателей в соответствии с законодательством.
В этом случае в договорах между ними должны быть определены обязанности и права сторон по обеспечению безопасной эксплуатации эскалатора, конвейера пассажирского с учетом требований настоящих Правил.
73. За специалистом, ответственным за безопасную эксплуатацию, а также за обслуживающим персоналом должны быть закреплены определенные эскалаторы, конвейеры пассажирские.
74. Количество закрепленных эскалаторов, конвейеров пассажирских должно определяться с учетом квалификации, технического состояния оборудования, возможностей его качественного обслуживания, оперативного устранения неисправностей и реагирования на аварийные ситуации, а также иных условий эксплуатации.
75. Специалисты, ответственные за безопасную эксплуатацию эскалатора, конвейера пассажирского должны иметь высшее или среднее специальное образование технического профиля.
76. Сведения о назначении специалиста, ответственного за безопасную эксплуатацию эскалатора, конвейера пассажирского, а также их должность, фамилия, собственное имя, отчество (при наличии), номер удостоверения и подпись должны содержаться в паспорте (формуляре) эскалатора, конвейера пассажирского. Эти сведения должны заноситься в паспорт (формуляр) до регистрации эскалатора, конвейера пассажирского в Госпромнадзоре, а также каждый раз после назначения другого специалиста.
77. На время отпуска, командировки, болезни или в других случаях отсутствия специалиста, ответственного за безопасную эксплуатацию эскалатора, конвейера пассажирского, выполнение их обязанностей возлагается приказом по организации на работника, заменяющего его и прошедшего проверку знаний в соответствии с пунктом 137 настоящих Правил (без занесения их фамилий в паспорт (формуляр) эскалатора, конвейера пассажирского).
78. Руководство организации должно создать условия для выполнения специалистами, ответственными за безопасную эксплуатацию эскалатора, конвейера пассажирского возложенных на них обязанностей.
79. Обязанности специалиста, ответственного за безопасную эксплуатацию эскалатора, конвейера пассажирского устанавливаются должностной инструкцией, в которой должны быть предусмотрены обязанности по обеспечению исправного состояния и безопасной эксплуатации, в том числе:
- контроль за эксплуатацией эскалатора, конвейера пассажирского в соответствии с эксплуатационной документацией и условиями эксплуатации, установленными изготовителем (температура, влажность окружающей среды и т.п.); за содержанием строительной части, распределительных пунктов (щитов), кабельных (проводных) линий и заземляющих устройств до водных устройств, наличием и достаточностью освещения, в соответствии с НПА, в том числе обязательными для соблюдения требованиями ТНПА; за возможностью свободного доступа обслуживающего персонала к оборудованию эскалатора, конвейера пассажирского, наличием свободных подходов к машинным и блочным помещениям, в которых находится оборудование эскалатора, конвейера пассажирского, наличием электрического освещения;
- контроль за техническим состоянием и безопасной эксплуатацией эскалаторов, конвейеров пассажирских;
- принятие мер по предупреждению работы с нарушениями правил безопасности; проведение регулярных проверок технического состояния эскалаторов, конвейеров пассажирских; обеспечение и контроль за соблюдением сроков и объема работ по обслуживанию и ремонту эскалаторов, конвейеров пассажирских, установленных эксплуатационной документацией;
- своевременное устранение выявленных неисправностей, регулярных личных проверок технического состояния эскалаторов, конвейеров пассажирских; своевременное и правильное ведение паспортов (формуляров), журналов и иной технической, эксплуатационной документации;
- обеспечение и наличие у обслуживающего персонала исправного инструмента и приспособлений, средств индивидуальной защиты, предупредительных плакатов, инструкций и инструкций по охране труда;
- составление графиков периодических осмотров и планово-предупредительных ремонтов эскалаторов, конвейеров пассажирских;
- проведение осмотров и проверки исправного состояния эскалаторов, конвейеров пассажирских с оформлением их результатов; подготовка и участие в проведении технического освидетельствования, технического диагностирования оборудования;
- организация и участие в проведении не реже одного раза в год электрофизических измерений в соответствии с требованиями НПА, в том числе обязательными для соблюдения требованиями ТНПА;
- контроль соблюдения установленного настоящими Правилами порядка допуска обслуживающего персонала к управлению и обслуживанию эскалаторов, конвейеров пассажирских; участие в комиссиях по проверке знаний обслуживающего персонала инструкций и инструкций по охране труда;
- проверка соответствия закрепления эскалаторов, конвейеров пассажирских квалификации и численности обслуживающего персонала; контроль наличия инструкций и инструкций по охране труда у обслуживающего персонала и выполнение их требований; обеспечено проведение с обслуживающим персоналом необходимого обучения и инструктажей, в том числе первичного инструктажа по охране труда на рабочем месте, а также повторного, внепланового, целевого, если проведение его не возложено на другое лицо;
- контроль устранения нарушений, выявленных органами государственного надзора; принятие мер по устранению выявленных неисправностей и нарушений, а при наличии угрозы для жизни и здоровья людей запрета эксплуатации эскалаторов, конвейеров пассажирских.
80. К управлению и обслуживанию эскалаторов, конвейеров пассажирских допускаются лица не моложе 18 лет, имеющие соответствующую выполняемой работе профессию, прошедшие медицинский осмотр для определения соответствия их физического состояния требованиям, предъявляемым к работникам этих профессий, прошедшие обучение, стажировку, инструктаж, проверку знаний по вопросам охраны труда в установленном порядке и имеющие удостоверения по охране труда и удостоверение на право обслуживания потенциально опасных объектов, выданное в соответствии с Инструкцией о порядке выдачи удостоверения на право обслуживания потенциально опасных объектов, утвержденной постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 4 марта 2013 г. № 13 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 26.03.2013, 8/27147). Указанные удостоверения во время выполнения работ обслуживающий персонал должен иметь при себе.
81. Для управления, проведения технического обслуживания и осмотра эскалатора, конвейера пассажирского, а также наблюдения за работой эскалаторов должен быть назначен обслуживающий персонал, прошедший соответствующее обучение и аттестацию, в том числе:
- машинист эскалатора, слесарь-электрик по обслуживанию и ремонту эскалаторов, слесарь-электрик по обслуживанию и ремонту станционного и тоннельного оборудования метрополитена, вулканизаторщик, дежурный по подъемно-транспортным средствам.
82. За машинистом эскалатора, слесарем-электриком по обслуживанию и ремонту эскалаторов, дежурным по подъемно-транспортным средствам, контролером автоматических пропускных пунктов, дежурным по станции (поста централизации) метрополитена и лицами, занятыми управлением и наблюдением за их работой (далее – обслуживающий персонал), должны быть закреплены определенные эскалаторы, конвейеры пассажирские. Количество эскалаторов, конвейеров пассажирских, закрепленных за обслуживающим персоналом, определяется с учетом его квалификации, характеристик и технического состояния эскалаторов, конвейеров пассажирских, размещения их относительно друг друга, возможности оперативного устранения неисправностей и реагирования при аварийных ситуациях.
Допуск к работе обслуживающего персонала должен оформляться приказом (распоряжением) по организации, в штате которой он числится.
83. Для обслуживающего персонала должны быть разработаны инструкции и инструкции по охране труда, которые работники изучают и получают под роспись.
Инструкции по охране труда разрабатываются в соответствии с требованиями Инструкции о порядке принятия локальных нормативных правовых актов по охране труда для профессий и отдельных видов работ (услуг), утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28 ноября 2008 г. № 176 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2009 г., № 29, 8/20258).
Инструкции должны быть разработаны в соответствии с требованиями руководств по эксплуатации изготовителя эскалатора, конвейера пассажирского и должны содержать детальные указания о порядке и объеме выполняемых работ, порядок действий в опасных, аварийных случаях.
Инструкции и инструкции по охране труда должны находиться в месте, определяемом руководителем структурного подразделения с учетом обеспечения доступности и удобства пользования ими работающими, либо вывешиваются на рабочих местах и участках. В случаях, когда доступ работающих к инструкциям и инструкциям по охране труда затруднен (выполнение работ (услуг) вне территории организации и других подобных случаях), инструкции по охране труда выдаются работающим под роспись в журнале учета выдачи инструкций по охране труда, инструкции выдаются работающим под роспись в журнале учета выдачи инструкций.
84. Обслуживающий персонал эскалатора, конвейера пассажирского обязан:
- знать основные технические характеристики и устройство эскалатора, конвейера пассажирского, которые он обслуживает, требования инструкций и инструкций по охране труда;
- исполнять обязанности согласно инструкциям и инструкциям по охране труда, обеспечивая как безопасность пользователей, обслуживающего персонала, так и свою личную безопасность;
- фиксировать результаты ежедневных проверок и все неисправности эскалатора, конвейера пассажирского в эксплуатационной документации или журналах ежесменного осмотра. Журналы должны быть пронумерованы, прошнурованы и скреплены печатью организации, осуществляющей техническое обслуживание;
- контролировать работу эскалатора, конвейера пассажирского на протяжении всего времени его работы;
- в случае возникновения в этот период повреждений или неисправностей, которые могут привести к возникновению опасной ситуации для пассажиров и пользователей, прекращать работу эскалатора, конвейера пассажирского;
- не допускать к управлению эскалатора, конвейера пассажирского и контролю над его работой посторонних лиц;
- осуществлять контроль за соблюдением пользователями правил пользования.
85. Машинист эскалатора, слесарь-электрик по обслуживанию и ремонту эскалаторов обязан производить техническое обслуживание и ремонт закрепленных за ним эскалаторов, конвейеров пассажирских, а также устранять неисправности, выявленные в процессе эксплуатации, при осмотрах, техническом обслуживании или техническом освидетельствовании.
Результаты технического обслуживания эскалаторов, конвейеров пассажирских машинист эскалатора, слесарь-электрик по обслуживанию и ремонту эскалаторов должен заносить в журнал технического обслуживания эскалатора, конвейера пассажирского (журнал должен быть пронумерован, прошнурован и скреплен печатью организации, осуществляющей техническое обслуживание или владельца).
В случае выполнения обязанностей, другого обслуживающего персонала также выполнять требования их инструкций и инструкций по охране труда.
86. На подходах к эскалатору, конвейеру пассажирскому в доступном для пассажиров видимом месте должны вывешиваться правила пользования эскалатором, конвейером пассажирским или правила пользования объектом, включающие правила пользования эскалатором, конвейером пассажирским.
Эскалатор, конвейер пассажирский должны иметь предупреждающие знаки согласно приложению 1 к настоящим Правилам.
87. Правила пользования эскалатором, конвейером пассажирским должны содержать сведения о порядке пользования эскалатором, конвейером пассажирским. В правилах пользования эскалатором, конвейером пассажирским должны быть предусмотрены запрет проезда детей дошкольного возраста без сопровождения взрослых и пассажиров, в роликовых коньках и без обуви, порядок перевозки грудных детей в детских колясках и санках, а также порядок перевозки домашних животных.
Правила пользования эскалатором, конвейером пассажирским составляются на основании требований, изложенных изготовителем в эксплуатационной документации, а также дополнительных требований безопасности, предъявляемых его владельцем. Дополнительные требования безопасности, разработанные владельцем, не должны противоречить требованиям изготовителя и настоящим Правилам.
Дополнительные указания безопасности (текстовые предупреждения, знаки, сигналы, символы) при необходимости могут быть нанесены непосредственно на балюстраде эскалатора, конвейера пассажирского. Они должны быть хорошо заметными, понятными и легко читаться пользователями.
88. Паспорт (формуляр) и техническая документация эскалатора, конвейера пассажирского должны передаваться в распоряжение службы (организации), осуществляющей техническое обслуживание, а в случае необходимости – в распоряжение других лиц или организаций.
89. Необходимость оснащения эскалатора, конвейера пассажирского системами диспетчерского контроля и телемеханики определяется эксплуатирующей организацией.
90. В качестве оборудования диспетчерского контроля за работой эскалаторов, конвейеров пассажирских, подъемников могут применяться как многофункциональные диспетчерские комплексы, так и специализированные диспетчерские пульты, разрешенные к применению в установленном порядке.
91. Оборудование диспетчерского контроля за работой эскалатора, конвейера пассажирского должно содержать устройство для дистанционного отключения эскалатора, конвейера пассажирского с диспетчерского пункта.
Диспетчерский контроль за работой эскалатора, конвейера пассажирского также должен обеспечивать:
- хорошую видимость пассажиров эскалаторов, конвейеров пассажирских, находящихся на полотне эскалатора, конвейера пассажирского и в зоне посадки-высадки;
- громкоговорящую связь, двустороннюю переговорную связь между диспетчерским пунктом и переговорным устройством эскалатора, конвейера пассажирского, а также звуковую и (или) световую сигнализацию о вызове оператора на связь;
- звуковую и световую сигнализацию об открытии дверей машинного помещения эскалатора, конвейера пассажирского;
- звуковую и световую сигнализацию о срабатывании цепи безопасности эскалатора, конвейера пассажирского;
- идентификацию поступающей сигнализации (с какого эскалатора, конвейера пассажирского и какой сигнал).
92. Диспетчерским контролем может быть предусмотрена дополнительная сигнализация о состоянии эскалатора, конвейера пассажирского.
93. Решение об установке щитов для размещения рекламной информации, декоративных элементов, ламп освещения и т.п. (далее – элементы оформления) на балюстраде эскалатора, конвейера пассажирского и в непосредственной его близости принимается его владельцем.
94. В целях предотвращения повреждения оборудования (кабелей, шлейфов и другого) эскалатора, конвейера пассажирского, нарушения целостности балюстрады, а также обеспечения необходимых зазоров и расстояний, способ и место крепления элементов оформления должны быть согласованы с организацией, имеющей специальное разрешение (лицензию) Госпромнадзора в области промышленной безопасности на право проектирования (конструирования) эскалаторов, конвейеров пассажирских.
[...]
ГЛАВА 11
Обучение и проверка знаний специалистов и обслуживающего персонала
131. Специалисты организаций, ответственные за безопасную эксплуатацию эскалаторов, конвейеров пассажирских, должны пройти повышение квалификации в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании, другими нормативными правовыми актами.
132. Проверка знаний законодательства в области промышленной безопасности у технических руководителей и специалистов организаций и их структурных подразделений, осуществляющих деятельность по проектированию, обслуживанию и эксплуатации эскалаторов, конвейеров пассажирских, в том числе деятельность по изготовлению, монтажу, наладке, ремонту, техническому освидетельствованию и диагностированию эскалаторов, конвейеров пассажирских, преподавателей учреждений образования и организаций проводится в соответствии с Инструкцией о порядке проверки знаний законодательства в области промышленной безопасности, безопасности перевозки опасных грузов, утвержденной постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 8 января 2007 г. № 2 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 57, 8/15806).
133. Учебно-программная документация образовательных программ профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации по профессиям, связанным с выполнением работ на поднадзорных Госпромнадзору эскалаторах, конвейерах пассажирских, повышения квалификации в учреждениях образования и обучения в организациях специалистов, ответственных за безопасную эксплуатацию эскалаторов, конвейеров пассажирских, а также иных специалистов, обеспечивающих выполнение работ на поднадзорных Госпромнадзору эскалаторах и обслуживающего персонала, конвейеров пассажирских, должна предусматривать теоретические и практические формы обучения безопасным методам и приемам работы и согласовываться с Госпромнадзором в соответствии с пунктом 20.24 единого перечня административных процедур.
134. Обучение, стажировка, инструктаж и проверка знаний по вопросам охраны труда у работающих проводятся в соответствии с Инструкцией о порядке обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28 ноября 2008 г. № 175 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2009 г., № 53, 8/20209), Положением о комиссии организации для проверки знаний работающих по вопросам охраны труда и Положением о комиссии местного исполнительного и распорядительного органа для проверки знаний по вопросам охраны труда, утвержденными постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30 декабря 2008 г. № 210 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2009 г., № 56, 8/20455).
135. Профессиональная подготовка, переподготовка, повышение квалификации обслуживающего персонала проводятся в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании, другими нормативными правовыми актами.
136. Обслуживающему персоналу, успешно прошедшему итоговую аттестацию в учреждении дополнительного образования взрослых, ином учреждении образования, реализующем образовательные программы дополнительного образования взрослых, иной организации, которой в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, реализующей образовательные программы дополнительного образования взрослых, в которых осуществлялась профессиональная подготовка, переподготовка, повышение квалификации, выдается удостоверение на право обслуживания потенциально опасных объектов в соответствии с Инструкцией о порядке выдачи удостоверения на право обслуживания потенциально опасных объектов, утвержденной постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 4 марта 2013 г. № 13 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 26.03.2013, 8/27147).
137. Лица, совмещающие несколько профессий, проходят проверку знаний по основной и совмещаемым профессиям (должностям).
138. К выполнению работ на эскалаторах, конвейерах пассажирских допускаются специалисты и рабочие, знающие требования технических нормативных правовых актов в области промышленной безопасности, технологию проведения работ, правила пользования средствами индивидуальной защиты, способы оказания первой помощи, порядок действий при локализации и ликвидации инцидентов, аварий и аварийных ситуаций.
Практические навыки должны отрабатываться на рабочих местах с соблюдением мер безопасности.
139. Лица, указанные в настоящем пункте, должны иметь соответствующую группу по электробезопасности, но не ниже:
- специалист, ответственный за безопасную эксплуатацию эскалаторов, конвейеров пассажирских, – IV группы;
- машинист эскалатора, слесарь-электрик по обслуживанию и ремонту эскалаторов, слесарь-ремонтник оборудования метрополитена – III группы;
- лица, осуществляющие управление и наблюдение за работой эскалаторов, конвейеров пассажирских, а также дежурный по подъемно-транспортным средствам, дежурный по станции метрополитена, контролер автоматических пропускных пунктов, дежурный по станции (поста централизации) метрополитена – II группы.
140. При выполнении работ рабочие должны иметь при себе удостоверение.
141. Документы, подтверждающие проверку знаний обслуживающего персонала и ответственного за безопасную эксплуатацию эскалаторов, конвейеров пассажирских предъявляются инспектору Госпромнадзора и специалисту организации, осуществляющей техническое освидетельствование или техническое диагностирование эскалатора, конвейера пассажирского.
[...]
Правила состоят из тринадцати глав и шести приложений:
ГЛАВА 1 Общие положения
ГЛАВА 2 Проектирование (конструирование)
ГЛАВА 3 Изготовление
ГЛАВА 4 Реконструкция, модернизация
ГЛАВА 5 Монтаж, наладка
ГЛАВА 6 Регистрация
ГЛАВА 7 Ввод в эксплуатацию
ГЛАВА 8 Эксплуатация
ГЛАВА 9 Техническое освидетельствование, техническое диагностирование
ГЛАВА 10 Обслуживание, ремонт
ГЛАВА 11 Обучение и проверка знаний специалистов и обслуживающего персонала
ГЛАВА 12 Порядок расследования аварий и несчастных случаев
ГЛАВА 13 Перечень нарушений, отказов при эксплуатации эскалаторов, конвейеров пассажирскихПриложение 1 ТРЕБОВАНИЯ к конструкции и установке эскалаторов, конвейеров пассажирских
Приложение 2 ПАСПОРТ (ФОРМУЛЯР) эскалатора, конвейера пассажирского типа
Приложение 3 АКТ ТЕХНИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ эскалатора (конвейера пассажирского)
Приложение 4 АКТ приемки эскалатора, конвейера пассажирского
Приложение 5 ЖУРНАЛ осмотра эскалатора, конвейера пассажирского
Приложение 6 ЖУРНАЛ технического обслуживания эскалатора, конвейера пассажирского