Правила безопасности организации образовательного процесса (2025)

Правила безопасности организации образовательного процесса 2025

Правила безопасности организации образовательного процесса 2025 - с изменениями, внесенными Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 1 августа 2025 г. № 136 9.30
Дата обновления страницы:
Обложка Правила безопасности организации образовательного процесса
Вступление в силу: (изменения) 1 сентября 2025 г.
Количество страниц: 184
Переплет: Обложка
Распространение: Издательство «ЭНЕРГОПРЕСС»
Цена: 24.70 руб. BYN
Скидки: 15% – 35% (от 10 – до 100 экз.)
Доставка: Бесплатная доставка по всей республике.
Заказ: Купить по безналичному

Наложенным платежом

 

Правила безопасности организации образовательного процесса

Постановлением Министерства образования Республики Беларусь от  1 августа 2025 г. № 136 внесены изменения в Правила безопасности организации образовательного процесса и Правила расследования и учета несчастных случаев, произошедших с обучающимися, которые вступают в силу 1 сентября 2025 г.

Правила, в контрольной редакции, выпущены издательством «Энергопресс».
В действующем издании все последние изменения выделены в тесте для облегчения их восприятия и правильного применения.

Также внесены изменения в формы журналов. Поскольку ведение журналов по устаревшим формам может быть квалифицировано как  их отсутствие или нарушение требований законодательства, рекомендуется с  1 сентября обеспечить их ведение по формам 2025 г.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
3 августа 2022 г. № 227

(Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 17.07.2021, 8/36947)

Изменения и дополнения:

Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 1 августа 2025 г. № 136 (зарегистрировано в Национальном реестре - № 11-2/43702 от 22.08.2025 г.)

(ИЗВЛЕЧЕНИЕ)

Об утверждении правил безопасности, правил расследования и учета несчастных случаев, произошедших с обучающимися

На основании абзаца седьмого статьи 83 Кодекса Республики Беларусь об образовании Министерство образования Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить:

  • Правила безопасности организации образовательного процесса при реализации образовательной программы дошкольного образования (прилагаются);
  • Правила безопасности организации образовательного процесса, организации воспитательного процесса при реализации образовательных программ общего среднего образования (прилагаются);
  • Правила безопасности организации образовательного процесса, организации воспитательного процесса при реализации образовательных программ специального образования (прилагаются);
  • Правила безопасности организации образовательного процесса, организации воспитательного процесса при реализации образовательных программ профессионально-технического, среднего специального и высшего образования (прилагаются);
  • Правила безопасности организации образовательного процесса при реализации образовательных программ научно-ориентированного образования (прилагаются);
  • Правила безопасности организации образовательного процесса при реализации образовательных программ дополнительного образования взрослых (прилагаются);
  • Правила безопасности организации образовательного процесса, организации воспитательного процесса при реализации образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи (прилагаются);
  • Правила безопасности организации образовательного процесса, организации воспитательного процесса при реализации образовательной программы дополнительного образования одаренных детей и молодежи (прилагаются);
  • Правила безопасности организации образовательного процесса, организации воспитательного процесса при реализации программы воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении, программы воспитания детей, достигших высоких показателей в учебной и общественной деятельности (прилагаются);
  • Правила расследования и учета несчастных случаев, произошедших с обучающимися при освоении содержания образовательных программ, с воспитанниками при реализации программ воспитания (прилагаются).

2. Установить, что:

2.1. настоящее постановление не распространяется на:

  • лиц, получающих образование по специальностям для Вооруженных Сил Республики Беларусь, транспортных войск, внутренних войск Министерства внутренних дел, органов государственной безопасности, органов пограничной службы, Службы безопасности Президента Республики Беларусь, Оперативно-аналитического центра при Президенте Республики Беларусь, органов внутренних дел, Следственного комитета, Государственного комитета судебных экспертиз, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям;
  • обучающихся при привлечении их к выполнению работ в организациях в период прохождения практики, производственного обучения и стажировки, а также при проведении занятий по учебному предмету (учебной дисциплине) «Физическая культура и здоровье», занятий «час здоровья и спорта», факультативных занятий спортивной направленности, в объединениях по интересам физкультурно-спортивного профиля, физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий и иных занятий физической культурой и спортом;

2.2. требования к безопасности проведения занятий по учебному предмету (учебной дисциплине) «Физическая культура и здоровье», занятий «час здоровья и спорта», факультативных занятий спортивной направленности, в объединениях по интересам физкультурно-спортивного профиля, физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий и иных занятий физической культурой и спортом определяются в соответствии с Правилами безопасности проведения занятий физической культурой и спортом, утвержденными постановлением Министерства спорта и туризма Республики Беларусь от 31 августа 2018 г. № 60.

3. Признать утратившими силу:

  • постановление Министерства образования Республики Беларусь от 7 августа 2003 г. № 58 «Об утверждении Инструкции о расследовании и учете несчастных случаев с обучающимися и воспитанниками»;
  • постановление Министерства образования Республики Беларусь от 26 марта 2008 г. № 26 «Об утверждении Правил безопасности при организации образовательного процесса по учебным предметам (дисциплинам) «химия» и «физика» в учреждениях образования Республики Беларусь».

4. Настоящее постановление вступает в силу после его официального опубликования.

Министр А.И.Иванец

СОГЛАСОВАНО

[...]

УТВЕРЖДЕНО
Постановление
Министерства образования
Республики Беларусь
03.08.2022 № 227
(в редакции постановления
Министерства образования
Республики Беларусь
01.08.2025 № 136)

ПРАВИЛА
безопасности организации образовательного процесса при реализации образовательной программы дошкольного образования

1. Настоящие Правила устанавливают требования к мерам безопасности при организации образовательного процесса в учреждениях дошкольного образования, иных учреждениях образования, реализующих образовательную программу дошкольного образования, иных организациях, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, реализующих образовательную программу дошкольного образования (далее – учреждения дошкольного образования), и направлены на сохранение жизни и здоровья участников образовательного процесса.

Организация образовательного процесса при реализации образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования, программы специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью осуществляется с учетом положений Правил безопасности организации образовательного процесса, организации воспитательного процесса при реализации образовательных программ специального образования, утвержденных постановлением, утвердившим настоящие Правила.

В учреждении дошкольного образования на основании настоящих Правил с учетом особенностей традиций, социума и возможностей педагогического коллектива:
  • разрабатываются, актуализируются при необходимости локальные правовые акты, регламентирующие безопасную организацию образовательного процесса, использование устройств мобильной связи (интернет-связи);
  • осуществляется контроль и оценка результативности принимаемых мер с использованием критериев и показателей, позволяющих оценить их эффективность по обеспечению безопасности организации образовательного процесса.

2. В настоящих Правилах применяются основные термины и их определения в значениях, установленных Кодексом Республики Беларусь об образовании.

3. Общие требования к мерам безопасности при организации образовательного процесса с воспитанниками включают в себя:
  • соблюдение санитарно-эпидемиологических, противопожарных и иных требований к оборудованию и содержанию помещений;
  • оборудование территории и зданий учреждения дошкольного образования техническими средствами безопасности в соответствии с требованиями законодательства об охранной деятельности;
  • оснащение учреждений дошкольного образования средствами воспитания, обучения, учебно-наглядными пособиями, играми и игровым оборудованием, компьютерной техникой, электронными средствами обучения, спортивным инвентарем, надворным оборудованием детских игровых площадок, иным имуществом в соответствии с перечнями, установленными постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 9 апреля 2024 г. № 41 «Об установлении перечней мебели, инвентаря, средств обучения, необходимых для организации образовательного процесса»;
  • учет индивидуальных возможностей, способностей и потребностей воспитанников при организации образовательного процесса;
  • использование форм, методов, средств обучения и воспитания, современных образовательных и информационных технологий, адекватных возрастным и индивидуальным особенностям воспитанников;
  • применение в образовательном процессе учреждений дошкольного образования методик и технологий обучения и воспитания, основанных на результатах научных исследований в области дошкольного образования, соответствующих возрастным и индивидуальным возможностям воспитанников, обеспечивающих формирование моделей безопасного поведения воспитанников, в условиях учреждения дошкольного образования, повседневной жизни и в экстремальных ситуациях;
  • создание в учреждении дошкольного образования условий, необходимых для формирования основ безопасности жизнедеятельности у воспитанников;
  • наличие и периодическое обновление на официальных сайтах, информационных стендах учреждений дошкольного образования материалов по пропаганде здорового образа жизни и обучению навыкам безопасного поведения, обеспечению общественной безопасности и порядка действий работников и воспитанников при возникновении ситуаций, создающих опасность причинения вреда их жизни и здоровью;
  • установление взаимоотношений между воспитанниками и педагогическими работниками на взаимном уважении, сотрудничестве, заботе и поддержке, ценностном отношении к личности каждого;
  • обеспечение социально-педагогической поддержки обучающимся и оказание им психологической помощи;
  • формирование положительных установок на здоровый образ жизни;
  • воспитание психологической культуры в целях развития психологической устойчивости к негативным воздействиям социума;
  • установление позитивных, доброжелательных взаимоотношений между воспитанниками, обеспечение их защиты от всех форм физического и психического насилия;
  • регулярное проведение диагностики результативности принимаемых мер безопасности с использованием критериев и показателей, позволяющих оценить их эффективность по обеспечению безопасности организации образовательного процесса в учреждениях дошкольного образования, рассмотрение на заседании педагогического совета.

ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОПУСКНОГО РЕЖИМА В УЧРЕЖДЕНИИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

4. Пропускной режим – порядок, обеспечиваемый совокупностью мероприятий и правил, исключающих возможность бесконтрольного входа (выхода) лиц, въезда (выезда) транспортных средств, вноса (выноса), ввоза (вывоза) имущества на территорию учреждения дошкольного образования (с территории учреждения дошкольного образования), устанавливаемый в целях защиты учреждения дошкольного образования от противоправных посягательств.

5. Пропускной режим в учреждении дошкольного образования организуется на основании инструкции о пропускном режиме, утверждаемой руководителем учреждения дошкольного образования, и должен предусматривать:

  • установление работникам учреждения дошкольного образования режима рабочего времени, определяемого правилами внутреннего трудового распорядка или графиком работ (сменности);
  • определение порядка допуска в здания учреждения дошкольного образования педагогических и иных работников, воспитанников и их законных представителей, представителей обслуживающих организаций, иных лиц;
  • определение перечня предметов и веществ, запрещенных к хранению и использованию воспитанниками в период пребывания в учреждении дошкольного образования, и доведение его до сведения законных представителей воспитанника;
  • установление порядка движения транспорта на территории учреждения дошкольного образования;
  • определение и оборудование специальных мест для складирования материальных ценностей, а также хранения личных вещей работников, воспитанников;
  • ограждение, освещение и обозначение мест, опасных для здоровья и жизни людей.

6. Допуск работников, воспитанников и их законных представителей, иных лиц на территорию учреждения дошкольного образования и обратно производится сторожем (работником охраны) в установленное графиком работы учреждения дошкольного образования время.

7. Круглосуточный допуск на территорию и в здания учреждения дошкольного образования разрешается:
  • руководителю учреждения дошкольного образования, его заместителям;
  • представителям обслуживающих организаций при возникновении аварийных ситуаций, а также сторожам (работникам охраны).

При необходимости допуск в здания учреждения дошкольного образования иных лиц осуществляется с разрешения руководителя учреждения дошкольного образования либо уполномоченного им лица.

8. Допуск на территорию и в здания учреждения дошкольного образования представителей обслуживающих организаций, иных лиц осуществляется при предъявлении документа, удостоверяющего личность, регистрации данных сторожем (работником охраны) в журнале регистрации с указанием цели посещения, фамилии, собственного имени, отчества (если таковое имеется).

9. Не допускается:

  • входить на территорию и в здания учреждения дошкольного образования с животными;
  • проносить на территорию и в здания учреждения дошкольного образования:
    • горючие и легковоспламеняющиеся жидкости, спички, зажигалки;
    • алкогольные, слабоалкогольные напитки или пиво, табачные изделия, электронные системы курения, жидкости для электронных систем курения, системы для потребления табака;
    • огнестрельное оружие любого вида, газовое оружие, боеприпасы любого вида или взрывчатые вещества (их имитаторы или муляжи);
    • аэрозольные балончики с веществами раздражающего действия;
    • холодное оружие, колющие, рубящие, режущие предметы (их имитаторы или муляжи);
    • химические и ядовитые вещества;
    • наркотические средства, психотропные вещества, их прекурсоры и аналоги, токсические или другие одурманивающие вещества;
    • принадлежности для азартных игр;
    • вносить и размещать в зданиях учреждения дошкольного образования крупногабаритные предметы, в том числе санки, коляски, велосипеды, самокаты, средства персональной мобильности (электросамокаты, гироскутеры, сегвеи, моноколеса и прочее).

10. Допуск автомобильного транспорта, в том числе транспортных средств специального назначения, оперативного назначения и специальных легковых автомобилей, на территорию учреждения дошкольного образования, в том числе для вывоза твердых бытовых отходов, доставки продуктов питания и иное, осуществляется согласно графику при предъявлении товарно-транспортной накладной и (или) путевого листа.

11. Личный автотранспорт на территорию учреждения дошкольного образования не допускается.

12. При стихийных бедствиях, пожарах и других чрезвычайных ситуациях, а также при внезапном возникновении состояний, требующих экстренного или неотложного медицинского вмешательства, транспортные средства специального назначения, оперативного назначения и лица соответствующих служб допускаются на территорию учреждения дошкольного образования сторожем (работником охраны) беспрепятственно.

13. При чрезвычайных ситуациях допуск в здание учреждения дошкольного образования ограничивается для всех лиц, кроме задействованных в ликвидации чрезвычайной ситуации.

14. Организация пропускного режима обеспечивается руководителем учреждения дошкольного образования или его заместителями либо уполномоченными ими лицами.

ГЛАВА 3 ОРГАНИЗАЦИЯ БЕЗОПАСНОГО ПРЕБЫВАНИЯ ВОСПИТАННИКОВ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И НА ЕГО ТЕРРИТОРИИ

15. Педагогический работник при приеме воспитанника в учреждение дошкольного образования должен опросить одного из его законных представителей о самочувствии воспитанника и осуществить визуальную оценку состояния его здоровья. При подозрении на заболевание воспитанник должен быть направлен на осмотр к медицинскому работнику для принятия решения о возможности допуска его в учреждение дошкольного образования.

16. Один из законных представителей воспитанника либо другое лицо, которое по его поручению приводит воспитанника в учреждение дошкольного образования, должен передать его воспитателю дошкольного образования, а в случае его отсутствия – иному педагогическому работнику, осуществляющему прием воспитанников в группы.

17. Приводить и забирать воспитанника из учреждения дошкольного образования должен один из его законных представителей.

18. В случае, если один из законных представителей воспитанника не может приводить и забирать воспитанника из учреждения дошкольного образования по причине болезни, служебной командировки, сменного графика работы и иным причинам, это могут осуществить близкие родственники, а также иные лица на основании письменного заявления одного из законных представителей воспитанника на имя руководителя учреждения дошкольного образования по предъявлению документа, удостоверяющего личность.

19. Не допускается отдавать воспитанников лицам, которым не исполнилось 16 лет, лицам, находящимся в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ.

20. Уполномоченные руководителем учреждения дошкольного образования работники должны визуально проверять помещения учреждения дошкольного образования (групповые, спальные помещения, зоны отдыха (игр), общего назначения (в том числе спортивный и музыкальный залы, плавательный бассейн) в начале и в конце рабочего дня, перед прогулкой – групповые, физкультурные и спортивные площадки на предмет их безопасного состояния и исправности оборудования, наличия предметов и веществ, подозрительных и опасных для жизни и здоровья воспитанников.

21. Инвентарь и игровое оборудование должны соответствовать требованиям безопасности: детский инвентарь и игровое оборудование должно находиться в исправном состоянии, позволяющем соразмерять двигательную нагрузку в соответствии с временем года, возрастом воспитанников.

22. Педагогическим работникам учреждения дошкольного образования в ходе образовательного процесса не разрешается:

  • использовать устройства мобильной связи (интернет-связи), за исключением случаев возникновения угрозы жизни или здоровью воспитанников, работников, иных экстренных случаев;
  • оставлять воспитанников без присмотра.

23. Место педагогического работника, его стол должны всегда содержаться в порядке. Держать в открытом доступе для воспитанников острые предметы (в том числе иголки, ножницы, булавки, заколки для волос, ножи для бумаги) не допускается.

24. Общее руководство по обеспечению безопасного пребывания воспитанников в учреждении дошкольного образования и на его территории осуществляет руководитель учреждения дошкольного образования.

Руководитель учреждения дошкольного образования в пределах компетенции:

  • устанавливает обязанности работников по обеспечению безопасности образовательного процесса во время организации и проведения игр, занятий, экскурсий, иных форм организации образовательного процесса, организации прогулки, мероприятий, проводимых с участием воспитанников;
  • утверждает требования к организации пропускного режима в учреждении дошкольного образования;
  • принимает меры по созданию в учреждении дошкольного образования доступной среды с учетом комплексного подхода.

Обязанности по осуществлению контроля и оценки обеспечения педагогическим работником безопасности организации игр, занятий, экскурсий, иных форм организации образовательного процесса, прогулки, мероприятий, проводимых с участием воспитанников при реализации образовательной программы дошкольного образования, возлагаются на заместителя руководителя учреждения дошкольного образования по основной деятельности.

ГЛАВА 4 ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

25. Педагогический работник учреждения дошкольного образования ознакамливает воспитанников с правилами безопасного поведения в учреждении дошкольного образования и на его территории, в быту, на улице, в автомобиле, в общественном транспорте, в лифте, в процессе взаимодействия с растениями и животными, в том числе в природной среде, в чрезвычайных и опасных ситуациях разного характера (бытового, социального, технического, природного).

26. При организации образовательного процесса в течение дня педагогический работник обеспечивает создание безопасной, здоровьесберегающей, психологически комфортной и адаптивной среды жизнедеятельности воспитанников.

27. К организации образовательного процесса в учреждении дошкольного образования допускаются педагогические работники, имеющие соответствующую квалификацию.

28. При обнаружении нарушений требований безопасности или угрозы их возникновения работники незамедлительно принимают меры по их устранению в соответствии с компетенцией, информируют руководителя учреждения дошкольного образования, а в его отсутствие – уполномоченного им лица.

Решение о размещении воспитанников в иных безопасных помещениях учреждения дошкольного образования принимает руководитель учреждения дошкольного образования, а в его отсутствие – уполномоченное им лицо, в случае размещения воспитанников в иных учреждениях образования и организациях – по согласованию с их учредителями.

Организовывать образовательный процесс в помещениях учреждения дошкольного образования, где выявлены нарушения требований безопасности или угроза их возникновения, до их устранения не допускается.

29. Распорядок дня воспитанников в учреждении дошкольного образования должен соответствовать требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

30. Максимальный допустимый объем учебной нагрузки, общее количество учебных часов в неделю, формы организации образовательного процесса (занятия, игры, экскурсии, иные формы организации образовательного процесса) по каждой возрастной группе определяются руководителем учреждения дошкольного образования в соответствии с требованиями учебно-программной документации образовательной программы дошкольного образования.

31. Развивающая предметно-пространственная среда в учреждении дошкольного образования должна быть безопасной, соответствовать требованиям образовательного стандарта дошкольного образования и обеспечивать реализацию образовательной программы дошкольного образования, создание специальных условий для получения образования лиц с особенностями психофизического развития.

Использование воспитанниками гаджетов («умные часы» и прочее), устройств мобильной связи (интернет-связи) в здании учреждения дошкольного образования, за исключением воспитанников, нуждающихся в использовании таких устройств по состоянию здоровья (мониторинг сахара в крови при сахарном диабете, иное), не допускается.

32. Средства обучения и воспитания должны соответствовать возрасту воспитанников, быть исправными и безопасными: ножницы – с тупыми концами, молоток – с закругленной ударной частью, инвентарь при выполнении элементарных трудовых поручений в уголке природы, на участке, огороде и в цветнике учреждения дошкольного образования – с прочным креплением рукояток и соответствовать росту воспитанников.

33. Ножницы (за исключением времени их использования под руководством педагогического работника при проведении занятий и иных форм организации образовательного процесса) и иные колющие, режущие, опасные для жизни и здоровья воспитанников предметы, медикаменты, а также дезинфицирующие средства должны находиться в недоступном для воспитанников месте.

34. Не допускается применение в образовательном процессе предметов из стекла, хрупкой пластмассы, канцелярских кнопок, скрепок, скоб.

35. Между занятиями должны проводиться перерывы продолжительностью не менее 10 минут, которые включают двигательные перерывы, подвижные игры малой и средней подвижности.

36. В начале и конце недели должны предусматриваться занятия, не требующие повышенной умственной нагрузки.

37. Руководитель, заместитель руководителя по основной деятельности и педагогические работники учреждения дошкольного образования обеспечивают создание безопасных условий при организации образовательного процесса в учреждении дошкольного образования в соответствии со своими должностными обязанностями.

38. Физкультурно-оздоровительную деятельность следует осуществлять с учетом здоровья, возраста воспитанников, времени года в соответствии с санитарно-эпидемиологическими и иными требованиями.

39. Организация и проведение занятий, игр, иных форм организации образовательного процесса с воспитанниками с использованием персональных электронно-вычислительных машин должна осуществляться согласно санитарно-эпидемиологическим требованиям, а также санитарным нормам и правилам, устанавливающим требования к видеодисплейным терминалам, электронно-вычислительным машинам и организации работы с ними.

ГЛАВА 5 ТРЕБОВАНИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ВОСПИТАННИКОВ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОГУЛКИ

40. Перед началом и завершением прогулки необходимо обеспечить безопасность выхода (входа) воспитанников из помещения (в помещение). Педагогический работник должен напомнить воспитанникам правила поведения при выходе на прогулку (возвращении с прогулки): не бежать, не толкаться, при спуске и подъеме на 2–3-й этажи держаться за перила, не нести перед собой крупные игрушки и предметы, закрывающие обзор пути, и иные правила.

41. Выход воспитанников на прогулку (возвращение с прогулки) осуществляется в сопровождении педагогического работника, при необходимости – иного работника (помощника воспитателя).

42. Организация прогулки на одной групповой площадке одновременно двух групп допускается с разрешения руководителя учреждения дошкольного образования либо уполномоченного им лица в случае возникновения аварийных и иных экстренных ситуаций.

43. В целях предупреждения переутомления, перегрева (переохлаждения) воспитанников во время прогулки должны быть обеспечены двигательная активность воспитанников, рациональная одежда в зависимости от погодных условий, времени года, условия для организации разных видов детской деятельности.

44. Не допускается организация и проведение:

  • занятий, игр около водоемов, прогулок возле проезжей части дороги;
  • игр с водой в ветреную и холодную погоду.

45. При неблагоприятных погодных условиях в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями продолжительность прогулки сокращается или ее проведение отменяется.

Решение об отмене или сокращении длительности прогулки принимает руководитель учреждения дошкольного образования либо уполномоченное им лицо.

46. В случае самовольного ухода воспитанника с прогулки педагогический работник сообщает об этом руководителю учреждения дошкольного образования, одному из законных представителей воспитанника.

47. При выполнении воспитанниками совместно с педагогическими работниками элементарных трудовых поручений во время прогулки необходимо соблюдать все меры безопасности с учетом возрастных и индивидуальных возможностей воспитанников (в том числе при поливе растений, переносе (перекопке) песка, расчистке снега, уборке опавших листьев, посадке (прополке) растений в огороде и цветнике), с использованием специальных детских инструментов.

ГЛАВА 6 ТРЕБОВАНИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ВОСПИТАННИКОВ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЭКСКУРСИИ

48. При проведении экскурсии за пределы территории учреждения дошкольного образования руководитель:

  • определяет приказом ответственных сопровождающих лиц из числа работников для проведения экскурсии за пределы территории учреждения дошкольного образования, их обязанности по обеспечению безопасности воспитанников с учетом требований настоящих Правил и иных актов законодательства;
  • обеспечивает прохождение подготовки и инструктажа сопровождающими лицами по соблюдению мер безопасности в пути следования воспитанников, а также оказанию первой помощи воспитанникам и другим потерпевшим;
  • регистрирует прохождение сопровождающими лицами инструктажа в журнале регистрации инструктажа по обеспечению безопасности воспитанников при проведении экскурсии (иных мероприятий, проводимых за территорией учреждения дошкольного образования) по форме согласно приложению;
  • обеспечивает укомплектование ответственных сопровождающих лиц медицинской аптечкой, сигнальными флажками и жилетами.

49. Сопровождающие лица перед проведением экскурсии:

  • проводят с воспитанниками тематические беседы о соблюдении мер безопасности в пути следования, при возникновении экстремальных ситуаций;
  • проверяют наличие медицинской аптечки и ее укомплектованность необходимыми лекарственными средствами и перевязочными материалами, а также питьевой воды, сигнальных флажков и жилетов;
  • заранее ознакамливаются с участком местности, где будет организована экскурсия, и маршрутами передвижения;
  • уведомляют законных представителей воспитанников, чтобы воспитанники были одеты в соответствующую сезону и погоде, а также выбранному маршруту одежду и обувь.

50. К участию в экскурсии допускаются воспитанники с учетом состояния их здоровья и физической подготовленности.

51. При пешеходном движении по дорогам и улицам сопровождающими лицами и воспитанниками должны соблюдаться правила дорожного движения.

52. Сопровождающие лица при проведении экскурсии принимают необходимые меры, направленные на обеспечение безопасности жизни и здоровья воспитанников, вплоть до изменения маршрута или прекращения экскурсии в связи с возникшими опасными природными явлениями и другими обстоятельствами, а также в случае необходимости оказания медицинской помощи пострадавшему воспитаннику.

53. Во время проведения экскурсии не допускается:

  • пребывание воспитанников в общественных местах без сопровождающих лиц;
  • купание в водоемах;
  • снимать обувь и ходить босиком, трогать и пробовать на вкус растения, пить воду из открытых непроверенных водоемов, трогать руками колючие предметы;
  • прикасаться к подозрительным предметам. Сопровождающие лица при необходимости уведомляют об их обнаружении службу спасения по единому номеру вызова экстренных служб 112 и руководителя учреждения дошкольного образования.

54. При проведении экскурсии следует остерегаться ядовитых и опасных пресмыкающихся, животных и насекомых.

55. При несчастных случаях или внезапных заболеваниях воспитанников во время проведения экскурсии сопровождающие лица:

  • принимают меры для своевременного оказания пострадавшему медицинской помощи;
  • оказывают при необходимости первую помощь;
  • незамедлительно уведомляют о произошедшем службу спасения по единому номеру вызова экстренных служб 112, руководителя учреждения дошкольного образования либо уполномоченное им лицо, одного из законных представителей воспитанника;
  • организуют доставку пострадавшего в ближайшую организацию здравоохранения (при необходимости).

56. Периодически во время проведения экскурсии сопровождающие лица проверяют наличие всех воспитанников группы.

Приложение
к Правилам безопасности
организации образовательного
процесса при реализации
образовательной программы
дошкольного образования
(в редакции постановления
Министерства образования
Республики Беларусь
01.08.2025 № 136)

Форма

Обложка

(наименование учреждения дошкольного образования)


ЖУРНАЛ
регистрации инструктажа по обеспечению безопасности
воспитанников при проведении экскурсии (иных мероприятий, проводимых за территорией учреждения дошкольного образования)

Начат ____________________

Окончен __________________

Последующие страницы

п/п Дата проведения инструктажа Фамилия и инициалы лица, прошедшего инструктаж Должность служащего лица, прошедшего инструктаж Наименование места работы лица, прошедшего инструктаж Фамилия и инициалы лица, проводившего инструктаж Должность служащего лица, проводившего инструктаж Подписи
лица, проводившего инструктаж лица, прошедшего инструктаж
                 

УТВЕРЖДЕНО
Постановление
Министерства образования
Республики Беларусь
03.08.2022 № 227

ПРАВИЛА
безопасности организации образовательного процесса, организации воспитательного процесса при реализации образовательных программ общего среднего образования

ГЛАВА 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Настоящие Правила устанавливают требования к мерам безопасности при организации образовательного и воспитательного процессов в учреждениях, реализующих программы общего среднего образования, и направлены на сохранение жизни и здоровья участников образовательного и воспитательного процессов.

В учреждении общего среднего образования на основании настоящих Правил с учетом особенностей традиций, социума и возможностей педагогического коллектива:
  • разрабатываются, актуализируются при необходимости локальные правовые акты, регламентирующие безопасную организацию образовательного процесса и воспитательной работы во внеучебное время, использование устройств мобильной связи (интернет-связи);
  • осуществляется контроль и оценка результативности мер с использованием критериев и показателей, позволяющих оценить их эффективность по обеспечению безопасности организации образовательного процесса и воспитательной работы во внеучебное время.

2. Настоящие Правила обязательны для применения в учреждениях общего среднего образования, иных учреждениях образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования (далее – учреждения общего среднего образования).

Выполнение требований настоящих Правил обязательно для всех работников, постоянно или временно работающих, обучающихся и их законных представителей, представителей обслуживающих организаций и иных лиц.

3. В настоящих Правилах применяются термины и их определения в значениях, установленных Кодексом Республики Беларусь об образовании.

ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОПУСКНОГО РЕЖИМА В УЧРЕЖДЕНИИ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

4. Пропускной режим – порядок, обеспечиваемый совокупностью мероприятий и правил, исключающих возможность бесконтрольного входа (выхода) лиц, въезда (выезда) транспортных средств, вноса (выноса), ввоза (вывоза) имущества на территорию учреждения общего среднего образования (с территории учреждения общего среднего образования), устанавливаемый в целях защиты учреждения общего среднего образования от противоправных посягательств.

5. Пропускной режим в учреждении общего среднего образования организуется на основании инструкции о пропускном режиме, утверждаемой руководителем учреждения общего среднего образования, и должен предусматривать:
  • установление работникам учреждения общего среднего образования режима рабочего времени, определяемого правилами внутреннего трудового распорядка или графиком работ (сменности);
  • принятие правил внутреннего распорядка для обучающихся;
  • определение порядка допуска в здание учреждения общего среднего образования работников, обучающихся и их законных представителей, представителей обслуживающих организаций, иных лиц;
  • определение перечня предметов и веществ, запрещенных к хранению и использованию обучающимися в период пребывания в учреждении общего среднего образования, и доведение его до сведения законных представителей обучающихся;
  • установление порядка движения транспорта на территории учреждения общего среднего образования;
  • определение и оборудование специальных мест для складирования материальных ценностей, а также хранения личных вещей работников, обучающихся, в том числе устройств мобильной связи (интернет-связи);
  • ограждение, освещение и обозначение мест, опасных для здоровья и жизни людей.

6. Допуск работников, обучающихся и их законных представителей, иных лиц в здание учреждения общего среднего образования и обратно производится через пост дежурного (сторожа, работника охраны).

Законные представители обучающихся, посетители допускаются в здание учреждения общего среднего образования в установленное графиком работы учреждения общего среднего образования время при предъявлении документа, удостоверяющего личность, регистрации данных сторожем (работником охраны) в журнале регистрации с указанием цели посещения.

7. Круглосуточный беспрепятственный допуск на территорию и в здание учреждения общего среднего образования разрешается:

  • руководителю учреждения общего среднего образования, его заместителям;
  • представителям обслуживающих организаций при возникновении аварийных ситуаций, а также сторожам и работникам охраны.

При необходимости, допуск в здание учреждения общего среднего образования иных лиц осуществляется с разрешения руководителя учреждения общего среднего образования.

8. Допуск в здание учреждения общего среднего образования представителей обслуживающих организаций, иных лиц осуществляется при предъявлении документа, удостоверяющего личность, регистрации данных сторожем (работником охраны) в журнале регистрации посетителей с указанием цели посещения.

9. Не допускается:

  • входить на территорию и в здание учреждения общего среднего образования с животными;
  • проносить на территорию и в здание учреждения общего среднего образования:
    • горючие и легковоспламеняющиеся жидкости, спички, зажигалки;
    • алкогольные, слабоалкогольные напитки или пиво, табачные изделия, электронные системы курения, жидкости для электронных систем курения, системы для потребления табака;
    • огнестрельное оружие любого вида, газовое оружие, боеприпасы любого вида или взрывчатые вещества (их имитаторы или муляжи);
    • аэрозольные балончики с веществами раздражающего действия;
    • холодное оружие, колющие, рубящие, режущие предметы (их имитаторы или муляжи);
    • химические и ядовитые вещества;
    • наркотические средства, психотропные вещества, их прекурсоры и аналоги, токсические или другие одурманивающие вещества;
    • принадлежности для азартных игр.

    10. Допуск служебного автотранспорта на территорию учреждения общего среднего образования (вывоз твердых бытовых отходов, доставка продуктов, иное) осуществляется согласно графику при предъявлении товарно-транспортной накладной и (или) путевого листа.

    11. Личный автотранспорт на территорию учреждения общего среднего образования не допускается.

    12. При стихийных бедствиях, пожарах и других чрезвычайных ситуациях, а также при внезапном возникновении состояний, требующих экстренного или неотложного медицинского вмешательства, специальный транспорт и лица соответствующих служб допускаются на территорию учреждения общего среднего образования беспрепятственно.

    13. При чрезвычайных ситуациях допуск в здание учреждения общего среднего образования ограничивается для всех лиц, кроме задействованных в ликвидации чрезвычайной ситуации.

    14. Организация пропускного режима обеспечивается руководителем учреждения общего среднего образования или его заместителем.

    ГЛАВА 3 ОРГАНИЗАЦИЯ БЕЗОПАСНОГО ПРЕБЫВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УЧРЕЖДЕНИИ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ И НА ЕГО ТЕРРИТОРИИ. ПОРЯДОК ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УСТРОЙСТВ МОБИЛЬНОЙ СВЯЗИ (ИНТЕРНЕТ-СВЯЗИ)

    15. Привлечение обучающихся учреждения общего среднего образования к выполнению работ, оказанию услуг, не предусмотренных учебно-программной документацией, не разрешается.

    16. Общее руководство по обеспечению безопасного пребывания обучающихся в учреждении общего среднего образования и на его территории осуществляет руководитель учреждения общего среднего образования.

    17. Руководитель учреждения общего среднего образования в пределах компетенции:

    • распределяет обязанности по обеспечению безопасности образовательного и воспитательного процессов между педагогическими работниками, в том числе при организации образовательного процесса в учебных кабинетах, мастерских, который осуществляется за пределами времени, отводимого на проведение учебных занятий, занятий (факультативные, стимулирующие, поддерживающие занятия, а также занятия объединений по интересам предметной направленности) (далее – учебные занятия) в соответствии с учебными планами;
    • распределяет обязанности по обеспечению безопасности при организации и проведении экскурсий для обучающихся в рамках изучения учебных предметов, предусмотренных типовыми учебными планами общего среднего образования;
    • утверждает положение об учебном кабинете, мастерской;
    • утверждает правила поведения для обучающихся в учебном кабинете, мастерской;
    • утверждает требования к организации пропускного режима в учреждение общего среднего образования и на его территорию;
    • для организации безопасного пребывания в учреждении общего среднего образования создает доступную среду с учетом комплексного подхода;
    • организует обеспечение безопасности пребывания обучающихся в учреждении общего среднего образования и на его территории при проведении учебных занятий, реализации мероприятий планов воспитательной работы учреждения общего среднего образования;
    • определяет порядок использования и хранения устройств мобильной связи (интернет-связи) с учетом специфики и возможности конкретного учреждения общего среднего образования;
    • назначает лиц, ответственных за хранение устройств мобильной связи (интернет-связи) обучающихся в течение учебного дня и доступ к ним (далее – лицо, ответственное за хранение устройств мобильной связи (интернет-связи) обучающихся.

    171. Использование обучающимися устройств мобильной связи (интернет-связи) в здании учреждения общего среднего образования, за исключением обучающихся, нуждающихся в использовании таких устройств по состоянию здоровья (мониторинг сахара в крови при сахарном диабете, иное), не допускается.

    В отдельных случаях (оперативная связь с законными представителями, близкими родственниками) допускается использование устройств мобильной связи (интернет-связи) с разрешения дежурного администратора или лица, ответственного за хранение устройств мобильной связи (интернет-связи) обучающихся.

    Использование педагогическими работниками учреждения общего среднего образования устройств мобильной связи (интернет-связи) в ходе образовательного процесса не допускается, за исключением случаев возникновения угрозы жизни или здоровью обучающихся, работников, иных экстренных случаев.

    172. При входе в учреждение общего среднего образования обучающиеся переводят устройство мобильной связи (интернет-связи) в состояние бесшумного режима и оставляют его в специально отведенном месте для хранения в течение учебного дня.

    В качестве мест хранения устройств мобильной связи (интернет-связи) могут быть:

    • индивидуальные ячейки для хранения личных вещей обучающихся;
    • ячейки (кейсы) для хранения устройств мобильной связи (интернет-связи) обучающихся одного класса;
    • помещения гардероба (при наличии отдельных помещений для каждого класса);
    • отдельное помещение (шкаф) для хранения ячеек (кейсов) с устройствами мобильной связи (интернет-связи), запирающееся на ключ;
    • иные.

    173. По завершении учебных занятий, внеклассных мероприятий обучающиеся под руководством педагогического работника, который проводил занятие, или лица, ответственного за хранение устройств мобильной связи (интернет-связи) обучающихся, забирают свои мобильные устройства (интернет-устройства).

    18. Обязанности по осуществлению контроля и оценки обеспечения педагогическим работником безопасности организации образовательного процесса по соответствующему учебному предмету возлагаются на заместителя руководителя учреждения общего среднего образования по основной деятельности, который руководит организацией образовательного процесса по основному направлению деятельности.

    19. Обязанности по осуществлению контроля и оценки обеспечения безопасности организации воспитательного процесса возлагаются на заместителя руководителя учреждения общего среднего образования по основной деятельности, который координирует и направляет идеологическую и воспитательную работу педагогических работников, в том числе выполняющих обязанности классных руководителей.

    20. Исключен.

    21. Руководитель учреждения общего среднего образования возлагает обязанности по организации и выполнению работы по обучению в учебных кабинетах, мастерских, в том числе осуществляемой за пределами времени, отводимого на проведение учебных занятий в соответствии с учебными планами, на учителя (преподавателя) по соответствующему учебному предмету.

    22. Педагогический работник, на которого возложена обязанность по организации и выполнению работы по обучению в учебном кабинете (мастерской):
    • обеспечивает сохранность имущества (мебели, инвентаря, средств обучения и воспитания, необходимых для организации образовательного процесса по соответствующему учебному предмету) и надлежащий уход за ним;
    • имеет право вносить предложения в части совершенствования материально-технического оснащения учебного кабинета (мастерской), а также предложения в локальные правовые акты учреждения общего среднего образования, регулирующие правила безопасности при организации образовательного процесса по отдельным учебным предметам, правила безопасности при организации воспитательного процесса;
    • разрабатывает для обучающихся правила безопасного поведения при работе со средствами обучения и воспитания, правила безопасного поведения в экстремальных ситуациях.

    23. В основе требований к оборудованию территории, зданий и помещений учреждения общего среднего образования лежит соблюдение требований законодательства, предъявляемых к:

    • санитарно-эпидемиологическому состоянию, содержанию и эксплуатации зданий учреждений общего среднего образования;
    • оснащению учреждений общего среднего образования учебным оборудованием и средствами обучения для реализации образовательных программ общего среднего образования;
    • оборудованию учреждений общего среднего образования техническими системами безопасности.

    24. Требования по обеспечению безопасности в помещениях учреждения общего среднего образования базируются на выполнении обучающимися требований локальных правовых актов учреждения общего среднего образования, в том числе правил внутреннего распорядка для обучающихся.

    ГЛАВА 4 ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

    25. Общие требования к мерам безопасности при проведении учебных занятий, реализации мероприятий планов воспитательной работы учреждения общего среднего образования включают в себя:

    • учет индивидуальных, гендерно-возрастных особенностей обучающихся при организации образовательного процесса;
    • использование форм, методов, средств обучения и воспитания, современных образовательных и информационных технологий в соответствии с учебно-планирующей документацией, а также с возрастными и индивидуальными особенностями обучающихся;
    • установление взаимоотношений между обучающимися и педагогическими работниками на взаимном уважении, сотрудничестве, заботе и поддержке, ценностном отношении к личности каждого;
    • формирование моделей безопасного поведения обучающихся в условиях учреждения общего среднего образования, повседневной жизни и в экстремальных ситуациях;
    • соблюдение обучающимися требований локальных правовых актов учреждения общего среднего образования;
    • наличие и периодическое обновление информации, пропагандирующей здоровый и безопасный образ жизни на различных информационных носителях, информационных стендах и (или) в глобальной компьютерной сети Интернет на официальном сайте учреждения общего среднего образования.

    ГЛАВА 5 ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УЧЕБНЫХ КАБИНЕТАХ

    26. Учебные занятия проводятся в учебных кабинетах. Учебные занятия по учебным предметам «Физика», «Химия», «Биология», «Информатика», «Трудовое обучение», «Допризывная и медицинская подготовка» проводятся соответственно в учебных кабинетах физики, химии, биологии, компьютерном классе, кабинете трудового обучения (мастерской), допризывной (медицинской) подготовки (далее – учебные кабинеты), если иное не предусмотрено настоящими Правилами.

    27. Графики занятости учебных кабинетов утверждаются руководителем учреждения общего среднего образования или уполномоченным им лицом.

    Допуск и пребывание обучающихся в учебных кабинетах могут осуществляться с разрешения учителя (преподавателя) по соответствующему учебному предмету.

    Все виды деятельности обучающихся должны проводиться при личном присутствии учителя (преподавателя) по соответствующему учебному предмету.

    28. Учитель (преподаватель) по соответствующему учебному предмету в начале каждой четверти проводит обучение обучающихся правилам безопасного поведения в учебном кабинете, о чем в классном журнале делает соответствующую запись.

    В учреждении общего среднего образования должны быть разработаны правила безопасного поведения обучающихся при организации образовательного процесса в учебных кабинетах физики, химии, биологии, компьютерном классе, кабинете трудового обучения (мастерской), допризывной (медицинской) подготовки. Правила безопасного поведения должны размещаться в учебном кабинете на видном месте.

    29. Учитель (преподаватель) по соответствующему учебному предмету обеспечивает:

    • безопасное состояние учебных мест обучающихся, учебного оборудования и средств обучения, приборов, оборудования, инструментов;
    • доступ к инструкциям безопасной работы с оборудованием и приборами, графикам проветривания учебного кабинета, занятости учебного кабинета.

    30. Учитель (преподаватель) по соответствующему учебному предмету обучает безопасным приемам работы при выполнении практической части учебных программ (проведении фронтальных лабораторных работ, лабораторных опытов, практических работ, экспериментальных исследований, демонстрационных опытов, экскурсий), о чем делает соответствующую запись в классном журнале.

    31. При работе в учебном кабинете обучающиеся должны неукоснительно соблюдать правила внутреннего распорядка для обучающихся учреждений общего среднего образования.

    Обучающимся не разрешается:

    • приносить в учреждение общего среднего образования острые, режущие, колющие и опасные для жизни и безопасности предметы, химические вещества;
    • находиться в учебном кабинете в верхней одежде, а также принимать пищу;
    • бегать по учебному кабинету или играть в учебном кабинете в подвижные игры, без разрешения педагогического работника подходить к имеющемуся в кабинете оборудованию и пользоваться им.

      ГЛАВА 6 ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ФИЗИКА»

      32. При разработке правил безопасного поведения при организации образовательного процесса по учебному предмету «Физика» определяются правила безопасного поведения при использовании:

      • колющих и режущих предметов;
      • оборудования из стекла (в том числе мензурок, термометров, колб, пробирок);
      • линз;
      • жидких веществ;
      • нагревательных приборов;
      • измерительных приборов (в том числе весов, разновеса, динамометра, амперметра, вольтметра). При использовании измерительных приборов не допускаются их предельные нагрузки;
      • источника электрического тока, соединительных проводов, выключателя, амперметра, вольтметра при сборке, размыкании электрической цепи и проведении измерений;
      • иного оборудования и иных приборов (при необходимости).

      33. При выполнении фронтальных лабораторных работ, проведении опытов, экспериментальных исследований по физике возможно воздействие на обучающихся следующих опасных для жизни и здоровья факторов: повреждение поверхности кожи рук острыми, колющими предметами; порезы рук при небрежном обращении с лабораторной посудой и приборами из стекла; термические ожоги при нагревании жидкостей и различных физических тел; поражение электрическим током при работе с электроустановками.

      34. При работе в кабинете физики учителю (преподавателю) и обучающимся необходимо соблюдать правила обращения с электроприборами.

      35. При неисправности оборудования или ухудшении самочувствия обучающегося необходимо прекратить работу и сообщить об этом учителю (преподавателю).

      36. Пребывание обучающихся в кабинете физики или лаборантской может осуществляться только с разрешения учителя (преподавателя).

      Все работы должны проводиться при личном присутствии в кабинете учителя (преподавателя).

      37. Перед проведением учебного занятия учитель (преподаватель) физики должен:
      • визуально проверить исправность приборов, оборудования, вентиляции, системы электрического питания;
      • в случае обнаружения неисправностей в течение рабочего дня доложить об этом руководителю или заместителю руководителя учреждения общего среднего образования. Проводить учебные занятия в учебном кабинете физики до устранения выявленных неисправностей не допускается;
      • ...

      [...]

При заказе Правил с помощью сайта, издательство обеспечит бесплатную доставку в любую точку Беларуси. Доставка осуществляется заказными бандеролями или экспресс-посылками, которые прибудут прямо по указанному вами адресу и будут переданы вам под роспись.

Воспользуйтесь этим счетом-фактурой или просто позвоните в издательство по одному из номеров: (017) 385-94-44 или (029) 385-96-66.

Мы с удовольствием ответим на все ваши воросы!