Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 1 августа 2024 г. № 565 внесены изменения и дополнения в Правила автомобильных перевозок пассажиров. Изменения вступили в силу с 1 ноября 2024 г.
Изменениями затронуто более 140 структурных элементов Правил.
После этого изменения вносились еще дважды: постановлениями от 16 октября 2024 г. № 760 и от 1 ноября 2024 г. № 809 (вступили в силу 3 ноября 2024 г.).
Издательство «Энергопресс» выпустило Правила в контрольной редакции, с учетом изменений, внесенных всеми перечисленными документами. Для удобства работы, последние изменения выделены в тексте документа синим цветом.
При заказе документа с помощью сайта, издательство обеспечит его бесплатную доставку в любую точку Беларуси.
Правила автомобильных перевозок пассажиров 2024
Правила содержат двадцать глав и семь приложений:
- Глава 1. Общие положения
- Глава 2. Требования к транспортным средствам
- Глава 3. Требования к водителям транспортных средств
- Глава 4. Общие условия выполнения автомобильных перевозок пассажиров
- Глава 5. Порядок выполнения автомобильной перевозки багажа и ручной клади
- Глава 6. Городские и пригородные автомобильные перевозки пассажиров в регулярном сообщении
- Глава 7. Междугородные автомобильные перевозки пассажиров в регулярном сообщении
- Глава 8. Международные автомобильные перевозки пассажиров в регулярном сообщении
- Глава 9. Условия выполнения автомобильных перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении
- Глава 10. Автомобильные перевозки пассажиров автомобилями-такси
- Глава 11. Автомобильные перевозки организованных групп детей автобусами
- Глава 12. Автомобильные перевозки обучающихся, а также детей, проходящих спортивную подготовку, школьными автобусами
- Глава 13. Порядок организации работы пассажирских терминалов
- Глава 14. Права и обязанности пассажиров
- Глава 15. Права и обязанности автомобильных перевозчиков
- Глава 16. Права и обязанности членов экипажа транспортного средства
- Глава 17. Обеспечение безопасного выполнения автомобильных перевозок пассажиров
- Глава 18. Ответственность автомобильного перевозчика, заказчика автомобильных перевозок пассажиров в регулярном сообщении, заказчика автомобильных перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении, оператора автомобильных перевозок пассажиров, диспетчера автомобильных перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении, оператора такси, диспетчера такси, владельца пассажирского терминала, пассажира
- Глава 19. Порядок оформления претензий и исков
- Глава 20. Порядок создания и деятельности контрольно- ревизорских служб
- Приложение 1. Требования к оформлению автомобиля-такси
- Приложение 2. Требования к опознавательным фонарям автомобиля-такси
- Приложение 3. Требования к размерам отличительных знаков обслуживания автомобиля-такси
- Приложение 4. Паспорт маршрута автомобильных перевозок пассажиров в регулярном сообщении
- Приложение 5. Расписание движения по маршруту международных автомобильных перевозок пассажиров в регулярном сообщении
- Приложение 51. Информация о выполненных автомобильных перевозках пассажиров в нерегулярном сообщении
- Приложение 6. Информация о выполненных автомобильных перевозках пассажиров автомобилями-такси
- Приложение 7. О выполненных автомобильных перевозках пассажиров автомобилями-такси, заказанных с использованием электронной информационной системы, представляемая владельцем данной системы
ПРАВИЛА
автомобильных перевозок пассажиров
ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Настоящие Правила разработаны в соответствии с Гражданским кодексом Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь от 9 января 2002 г. № 90-З «О защите прав потребителей», Законом Республики Беларусь «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках» и иными нормативными правовыми актами. Настоящими Правилами регулируются отношения, возникающие при организации и выполнении автомобильных перевозок пассажиров, определяются условия и порядок выполнения автомобильных перевозок пассажиров, их багажа и (или) ручной клади, определяются права, устанавливаются ответственность и обязанности пассажиров, автомобильных перевозчиков, заказчиков автомобильных перевозок пассажиров, операторов автомобильных перевозок пассажиров, владельцев пассажирских терминалов, операторов такси, диспетчеров такси, диспетчеров автомобильных перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении, устанавливаются иные положения, предусмотренные Законом Республики Беларусь «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках» и иными законодательными актами.
2. В настоящих Правилах применяются термины и их определения в значениях, установленных Законом Республики Беларусь «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках», а также следующие термины и их определения:
автобус категории М2 – автобус, разрешенная максимальная масса которого не превышает 5000 кг;
автобус категории М3 – автобус, разрешенная максимальная масса которого превышает 5000 кг;
автомобильные перевозки пассажиров в обычном регулярном сообщении – автомобильные перевозки, предусматривающие посадку-высадку пассажиров на всех остановочных пунктах маршрута;
автомобильные перевозки пассажиров в скоростном регулярном сообщении – автомобильные перевозки, предусматривающие посадку-высадку пассажиров на меньшем числе остановочных пунктов маршрута по сравнению с перевозкой по этому же маршруту в обычном регулярном сообщении;
автомобильные перевозки пассажиров в экспрессном регулярном сообщении – автомобильные перевозки, предусматривающие посадку-высадку пассажиров на значительно меньшем числе остановочных пунктов маршрута по сравнению с автомобильной перевозкой по этому же маршруту в обычном регулярном сообщении, в том числе автомобильные перевозки пассажиров без промежуточных остановочных пунктов маршрута;
бронирование места для проезда – предварительное резервирование места в транспортном средстве для автомобильной перевозки пассажиров в регулярном сообщении;
валидатор – устройство, предназначенное для подтверждения пассажиром оплаты проезда в автобусе посредством электронного билета, применяемое при автоматизированной системе оплаты и контроля оплаты проезда;
водитель – физическое лицо, управляющее транспортным средством и являющееся при выполнении автомобильной перевозки пассажиров представителем автомобильного перевозчика;
выполнение автомобильных перевозок пассажиров в регулярном сообщении под видом автомобильных перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении – выполнение автомобильных перевозок пассажиров в регулярном сообщении без заключения договора об организации автомобильных перевозок пассажиров в регулярном сообщении либо не предусмотренных расписанием движения (за исключением случаев выполнения дополнительных рейсов, организованных заказчиком автомобильных перевозок пассажиров в регулярном сообщении или оператором автомобильных перевозок пассажиров);
дополнительный рейс – рейс автобуса, введенный в дополнение к установленным рейсам на маршруте для обеспечения возрастающей потребности в автомобильных перевозках пассажиров;
информационная система продажи билетов – информационная система, позволяющая получить прямой доступ к базе данных расписаний движения транспортных средств по маршрутам, наличия свободных мест и иной информации об условиях выполнения автомобильных перевозок пассажиров в регулярном сообщении и позволяющая произвести оплату проезда пассажира;
кассовый суммирующий аппарат, совмещенный с таксометром, – специальное оборудование автомобиля-такси, предназначенное для автоматического определения платы за проезд, информирования пассажира о размере платы, печати платежного документа и (или) формирования для выдачи потребителю платежного документа и документа, подтверждающего возврат средства платежа, в электронном виде без вывода его на печать, а также учета показателей работы и режимов использования автомобиля-такси и передачи данных в систему контроля кассового оборудования;
компостер – механическое, электромеханическое, электронное или иное устройство (в зависимости от применяемой системы оплаты и контроля оплаты проезда), предназначенное для подтверждения пассажиром оплаты проезда в автомобильном транспорте посредством билета;
кондуктор – уполномоченное лицо, обеспечивающее взимание платы за проезд пассажиров в регулярном сообщении и провоз ими багажа и (или) ручной клади, а также проверку наличия у пассажиров проездных документов и (или) документов, подтверждающих право на льготы по оплате проезда либо на бесплатный проезд при автомобильных перевозках пассажиров в регулярном сообщении;
конечный остановочный пункт маршрута – последний остановочный пункт маршрута при выполнении рейса как в прямом, так и в обратном направлении;
контролирующее лицо – лицо, уполномоченное на осуществление контроля за соблюдением требований законодательства об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках пассажиров;
маршрут – установленный путь следования транспортного средства между определенными пунктами;
места багажа или ручной клади крупномерные – предметы, имеющие размеры более 100 х 60 х 40 см или сумму результатов трех измерений более 200 см или массу более 40 кг;
места багажа или ручной клади маломерные – предметы, имеющие размеры не более 60 х 40 х 20 см или сумму результатов трех измерений не более 120 см и массу не более 20 кг;
места багажа или ручной клади среднемерные – предметы, имеющие размеры не более 100 х 60 х 40 см или сумму результатов трех измерений не более 200 см и массу не более 40 кг;
начальный остановочный пункт маршрута – первый остановочный пункт маршрута при выполнении рейса как в прямом, так и в обратном направлении;
организованная группа детей – группа детей, сформированная заказчиком автомобильной перевозки группы детей;
остановочный пункт маршрута – установленное место остановки автобуса для посадки-высадки пассажиров, обозначенное и оборудованное в соответствии с техническими нормативными правовыми актами;
поездка – один проезд пассажира в течение одного рейса;
расписание движения – установленный временной график выполнения рейсов транспортными средствами по маршрутам автомобильных перевозок пассажиров в регулярном сообщении, включающий время прибытия и (или) отправления транспортного средства для каждого остановочного пункта маршрута (даты, дни недели, часы и минуты суток);
рейс – путь транспортного средства от начального до конечного остановочного пункта маршрута в прямом или обратном направлении;
схема маршрута – графическое изображение маршрута с указанием остановочных пунктов маршрута;
тариф – денежное выражение стоимости единицы услуги по автомобильной перевозке пассажиров, их багажа и (или) ручной клади за одну поездку, посадку, один километр проезда, один час использования транспортного средства, провоз одного места багажа и (или) ручной клади, объявление стоимости багажа и за другие услуги;
терминал работника контрольно-ревизорской службы на автомобильном транспорте (далее – контрольно-ревизорская служба) – устройство для проверки оплаты проезда посредством электронного билета многоразового пользования;
транспортное средство – механическое транспортное средство, предназначенное по своей конструкции и оборудованию для автомобильных перевозок пассажиров и багажа и (или) ручной клади (легковой автомобиль, автобус);
формуляр поездки – транспортный документ, применяемый при выполнении международных автомобильных перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении и содержащий список пассажиров, сведения об автомобильном перевозчике, автобусе, его экипаже и маршруте автомобильной перевозки по форме, устанавливаемой Министерством транспорта и коммуникаций;
школьный автобус – автобус категории М2 или М3, предназначенный для автомобильной перевозки обучающихся, педагогических работников учреждений дошкольного, общего среднего и специального образования, обучающихся учреждений дополнительного образования одаренных детей и молодежи, а также детей, проходящих спортивную подготовку в специализированных учебно-спортивных учреждениях, детско-юношеских спортивных школах (специализированных детско-юношеских школах олимпийского резерва), включенных в структуру клубов по виду (видам) спорта в виде обособленных структурных подразделений, к месту проведения спортивного или спортивно-массового мероприятия.
3. Действие настоящих Правил не распространяется на организацию и выполнение автомобильных перевозок пассажиров, исключенных из сферы действия Закона Республики Беларусь «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках».
ГЛАВА 2
ТРЕБОВАНИЯ К ТРАНСПОРТНЫМ СРЕДСТВАМ
4. Транспортное средство при выполнении автомобильных перевозок пассажиров должно быть в технически исправном состоянии, иметь действующие разрешение на допуск к участию в дорожном движении и международный сертификат (при международных автомобильных перевозках пассажиров).
Транспортное средство должно быть оснащено:
техническим средством, осуществляющим видеофиксацию выполнения автомобильных перевозок пассажиров (далее – техническое средство видеофиксации), путем его установки в салоне транспортного средства – при выполнении внутриреспубликанских автомобильных перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении, в том числе автомобилями-такси
аппаратурой спутниковой навигации путем установки ее в салоне (кабине) транспортного средства – при выполнении внутриреспубликанских автомобильных перевозок пассажиров в регулярном сообщении.
Техническое средство видеофиксации должно обеспечивать:
запись данных (в том числе аудиозапись) о событиях, происходящих перед транспортным средством, а также происходящих в салоне транспортного средства, в течение всего рабочего дня (смены) водителя;
реализацию функции записи с отображением даты и времени фиксации событий;
хранение записей до их передачи автомобильному перевозчику.
Аппаратура спутниковой навигации должна обеспечивать фиксацию местоположения транспортного средства, а также пройденного им расстояния, направления и скорости движения.
5. Соответствие транспортных средств дополнительным экологическим и техническим требованиям должно подтверждаться сертификатами (при выполнении международных автомобильных перевозок пассажиров в государства, в которых предъявляются такие требования). Изменение конструкции транспортного средства должно быть подтверждено свидетельством о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности.
6. Количество перевозимых пассажиров, масса их багажа и (или) ручной клади, масса транспортного средства и нагрузки на его оси не должны превышать норм, установленных организацией-изготовителем.
7. Транспортные средства, зарегистрированные в Республике Беларусь, при выполнении автомобильных перевозок пассажиров должны быть оформлены в соответствии с требованиями настоящих Правил и иных нормативных правовых актов.
8. В салоне транспортного средства должны находиться:
визитная карточка, содержащая фамилию и инициалы водителя, а также его фотографию;
информация о наименовании (фамилии, собственном имени, отчестве (если таковое имеется), месте нахождения (месте жительства) и контактных телефонах автомобильного перевозчика;
информация о месте нахождения книги замечаний и предложений;
компостеры при применении соответствующей системы оплаты проезда и (или) валидаторы в случае применения автоматизированной системы оплаты и контроля оплаты проезда (в автобусах при выполнении городских и пригородных автомобильных перевозок пассажиров в регулярном сообщении);
информация о тарифах на городские автомобильные перевозки пассажиров в регулярном сообщении и провоз ручной клади (в автобусах при выполнении городских автомобильных перевозок пассажиров в регулярном сообщении);
информация о размере штрафа за безбилетный проезд, вместимости транспортного средства, количестве мест для сидения, а также надписи «Запасный выход», обозначения приборов экстренного управления дверями, запасными выходами, инструкция о пользовании ими (в автобусах при выполнении городских, пригородных, междугородных внутриобластных, междугородных межобластных автомобильных перевозок пассажиров в регулярном сообщении);
специально обозначенные места (не менее четырех) для пассажиров с детьми дошкольного возраста, беременных женщин, инвалидов и престарелых граждан (в автобусах категории М3 при выполнении городских автомобильных перевозок пассажиров в регулярном сообщении);
информационные надписи, содержащие нумерацию мест для сидения (в автобусах при выполнении пригородных, междугородных внутриобластных, междугородных межобластных и международных автомобильных перевозок пассажиров в регулярном сообщении);
информация о наличии в салоне транспортного средства технического средства видеофиксации.
9. Указатели маршрута на автобусе, в том числе в виде электронных табло, должны содержать информацию о номере маршрута и (или) названиях конечных остановочных пунктов маршрута.
10. При выполнении внутриреспубликанских автомобильных перевозок пассажиров в регулярном сообщении аппаратура спутниковой навигации должна быть адаптирована на основании договора об организации автомобильных перевозок пассажиров в регулярном сообщении к программному обеспечению навигационно-информационных комплексов, используемых заказчиками автомобильных перевозок пассажиров в регулярном сообщении или операторами автомобильных перевозок пассажиров.
Сведения о транспортных средствах (автобусах, легковых автомобилях), используемых для выполнения внутриреспубликанских автомобильных перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении, в том числе автомобилями-такси, должны быть включены в государственный информационный ресурс «Реестр автомобильных перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении» (далее – реестр).
101. Для выполнения пригородных и междугородных внутриобластных, междугородных межобластных автомобильных перевозок пассажиров (далее, если не установлено иное, – междугородные автомобильные перевозки пассажиров) должны использоваться транспортные средства категории М2 и категории М3 классов В и III.
Оператором автомобильных перевозок пассажиров по согласованию с заказчиком автомобильных перевозок пассажиров в регулярном сообщении допускается использование:
транспортных средств категории М3 классов А, I и II для выполнения пригородных автомобильных перевозок пассажиров в регулярном сообщении;
транспортных средств категории М3 класса II для выполнения междугородных автомобильных перевозок пассажиров в регулярном сообщении при условии обеспечения каждого пассажира отдельным местом для сидения, оборудованного ремнями безопасности. В этом случае автомобильная перевозка пассажиров стоя не допускается.
11. Для выполнения междугородных автомобильных перевозок пассажиров должны использоваться автобусы с сиденьями, удобными для поездок на дальние расстояния.
12. Для выполнения международных автомобильных перевозок пассажиров должны использоваться автобусы, имеющие:
сиденья, удобные для поездок на дальние расстояния;
багажный отсек объемом не менее 0,1 куб. м в расчете на каждое пассажирское место для сидения (при числе мест для сидения свыше 40);
контрольное устройство (тахограф), прошедшее метрологическую оценку в соответствии с законодательством об обеспечении единства измерений, для регистрации данных о движении автобуса и работе его водителей;
иное оборудование, обеспечивающее комфортабельность поездки пассажиров.
13. В качестве автомобилей-такси должны применяться легковые автомобили с числом пассажирских мест для сидения не менее трех.
Конструкция и расположение дверей автомобиля-такси должны обеспечивать удобную посадку-высадку пассажиров (не менее двух пассажирских дверей с правой стороны автомобиля).
Автомобиль-такси должен быть окрашен в желтый цвет или иметь по всей длине на боковых поверхностях полосу желтого цвета (ширина полосы желтого цвета на дверях должна быть не менее 200 мм с ее продлением по горизонтальным контурам на всю боковую поверхность автомобиля) и соответствовать требованиям к оформлению согласно приложению 1.
На крыше автомобиля-такси должен быть размещен опознавательный фонарь оранжевого цвета в соответствии с требованиями согласно приложению 2.
Автомобиль-такси должен иметь отличительный знак обслуживания, которым является композиция из квадратов черного цвета, расположенных в шахматном порядке, и который соответствует требованиям согласно приложению 3. Отличительный знак обслуживания наносится на переднюю и заднюю стенки опознавательного фонаря и на передние двери автомобиля-такси. Отличительный знак обслуживания на передних дверях автомобиля-такси должен располагаться на желтой полосе (при ее наличии).
На правую и левую передние двери автомобиля-такси наносятся краткое наименование (фамилия и инициалы) автомобильного перевозчика, учетный номер плательщика.
Автомобиль-такси (за исключением автомобиля-такси, выполняющего автомобильную перевозку пассажиров, заказ и оплата которой осуществляются только посредством электронной информационной системы с использованием реквизитов банковских платежных карточек) должен быть оборудован программной кассой, предназначенной для использования при выполнении автомобильных перевозок пассажиров автомобилями-такси (далее – программная касса для такси), или кассовым суммирующим аппаратом, совмещенным с таксометром, прошедшим метрологическую оценку в соответствии с законодательством об обеспечении единства измерений и включенным в Государственный реестр моделей (модификаций) кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем, с указателем режимов использования автомобиля-такси (далее – указатель режимов), другим дополнительным оборудованием кассового суммирующего аппарата, совмещенного с таксометром, и средством контроля налоговых органов (далее – СКНО).
Программная касса для такси, кассовый суммирующий аппарат, совмещенный с таксометром, указанные в части седьмой настоящего пункта, должны быть установлены таким образом, чтобы обеспечивать доступность информации для пассажира.
Указатель режимов, обращенный световыми индикаторами наружу, и СКНО (при наличии в указателе режимов разъема для подключения СКНО) должны быть размещены в салоне автомобиля-такси (за исключением автомобиля-такси, выполняющего автомобильные перевозки пассажиров автомобилями-такси, заказанные с использованием электронной информационной системы) в правом верхнем углу лобового стекла.
14. В салоне автомобиля-такси на видном для пассажира месте должна быть размещена информационная табличка, содержащая, помимо сведений, указанных в абзацах втором и третьем пункта 8 настоящих Правил, наименование и телефон диспетчера такси, если автомобильные перевозки выполняются с использованием его услуг, а также табличка, на которой указываются все используемые автомобильным перевозчиком тарифы для данного автомобиля: тариф за 1 км (днем и ночью), за пределами города, стоимость абонирования, стоимость посадки, простоя, заказа такси по телефону, иные тарифные условия.
15. При внутреннем оформлении автомобиля-такси используются буквы и цифры высотой не менее 10 мм, внешнем – не менее 15 мм.
16. Транспортные средства, в которых пассажирами производится оплата проезда наличными денежными средствами (за исключением случаев, предусмотренных частью второй пункта 48 настоящих Правил), должны быть оснащены кассовыми суммирующими аппаратами, включенными в Государственный реестр моделей (модификаций) кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем и используемыми в соответствии с законодательством, или программной кассой с соответствующей сферой применения.
[...]
Издательство «Энергопресс» выпустило Правила автомобильных перевозок пассажиров в новой, 2024 года, редакции, включающей все изменения и дополнения.
При заказе документа с помощью сайта, издательство обеспечит его бесплатную доставку в любую точку Беларуси. Доставка осуществляется заказными бандеролями или экспресс-посылками, которые прибудут прямо по указанному вами адресу и будут переданы вам под роспись.
Воспользуйтесь этим счетом-фактурой или просто позвоните в издательство по одному из номеров: (017) 385-94-44 или (029) 385-96-66.
Мы с удовольствием ответим на все ваши воросы!