Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 12 декабря 2023 г. № 873 внесены изменения и дополнения в Правила автомобильных перевозок грузов. Изменения вступают в силу с 21 января 2024 г.
Изменениями затронуто более 90 структурных элементов документа, в т. ч. форма и содержания договора фрахтования.
Издательство «Энергопресс» выпустило Правила в контрольной редакции. Для удобства работы, последние изменения выделены в тексте документа синим цветом.
При заказе документа с помощью сайта, издательство обеспечит его бесплатную доставку в любую точку Беларуси.
Правила автомобильных перевозок грузов (2024)
Правила утверждены Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 июня 2008 г. № 970 и содержат сорок шесть глав в семи разделах и шестнадцать приложений.
- РАЗДЕЛ I ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ. ТЕРМИНЫ И ИХ ОПРЕДЕЛЕНИЯ
- Глава 1 Общие положения
- Глава 2 Термины и их определения
- РАЗДЕЛ II ОБЩИЕ УСЛОВИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ПЕРЕВОЗОК ГРУЗОВ
- Глава 3 Порядок приема груза к автомобильной перевозке
- Глава 4 Порядок маркировки грузов
- Глава 5 Порядок пломбирования грузов
- Глава 6 Порядок погрузки и разгрузки груза
- Глава 7 Порядок выдачи, приемки или реализации груза
- Глава 8 Порядок оплаты автомобильной перевозки груза
- Глава 9 Порядок составления актов, предъявления и рассмотрения претензий и исков
- Глава 10 Особенности предъявления претензий и исков при международной автомобильной перевозке грузов
- РАЗДЕЛ III УСЛОВИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ПЕРЕВОЗОК ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ГРУЗОВ
- Глава 11 Автомобильная перевозка зерна
- Глава 12 Автомобильная перевозка овощей
- Глава 13 Автомобильная перевозка силосной массы, соломы, сена и льна
- Глава 14 Автомобильная перевозка жидких органических удобрений
- Глава 15 Автомобильная перевозка животных или птицы
- Глава 16 Автомобильная перевозка скоропортящихся грузов
- Глава 17 Автомобильная перевозка алкогольных и безалкогольных напитков
- Глава 18 Автомобильная перевозка хлеба и хлебобулочных изделий
- Глава 19 Автомобильная перевозка мучнисто-кондитерских изделий
- Глава 20 Автомобильная перевозка муки и крупы
- Глава 21 Автомобильная перевозка сахара и соли
- Глава 22 Автомобильная перевозка промышленных товаров
- Глава 23 Автомобильная перевозка строительных материалов
- Глава 24 Автомобильная перевозка навалочных грузов
- Глава 25 Автомобильная перевозка бумаги
- Глава 26 Автомобильная перевозка пиломатериалов
- Глава 27 Автомобильная перевозка металла и изделий из него
- Глава 28 Автомобильная перевозка железобетонных изделий
- Глава 29 Автомобильная перевозка грузов в универсальных контейнерах
- РАЗДЕЛ IV УСЛОВИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ПЕРЕВОЗОК ГРУЗОВ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ
- Глава 30 Прием и оформление заказов на автомобильную перевозку грузов физических лиц
- Глава 31 Расчеты за услуги по автомобильной перевозке грузов физических лиц
- Глава 32 Исполнение принятых заказов на автомобильную перевозку грузов физических лиц
- Глава 33 Исключена
- РАЗДЕЛ V ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОГО ВЫПОЛНЕНИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ПЕРЕВОЗОК ГРУЗОВ
- Глава 34 Требования к автомобильному перевозчику по обеспечению безопасности автомобильной перевозки грузов
- Глава 35 Основные требования к организации работы водителя грузового транспортного средства
- РАЗДЕЛ VІ ТРЕБОВАНИЯ К АВТОМОБИЛЬНЫМ ПЕРЕВОЗЧИКАМ, ВОДИТЕЛЯМ И ТРАНСПОРТНЫМ СРЕДСТВАМ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ВНУТРИРЕСПУБЛИКАНСКИХ И МЕЖДУНАРОДНЫХ АВТОМОБИЛЬНЫХ ПЕРЕВОЗОК ГРУЗОВ
- Глава 36 Требования к автомобильным перевозчикам
- Глава 37 Требования к водителям
- Глава 38 Требования к грузовым транспортным средствам
- Глава 381 Перечень документов (сведений), представляемых для выдачи разрешений на проезд транспортных средств, зарегистрированных в республике беларусь, по территории иностранных государств при выполнении международных автомобильных перевозок грузов, сроки их действия и выдачи
- РАЗДЕЛ VІІ ПРАВА, ОБЯЗАННОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ АВТОМОБИЛЬНОГО ПЕРЕВОЗЧИКА И ЗАКАЗЧИКА АВТОМОБИЛЬНОЙ ПЕРЕВОЗКИ
- Глава 39 Права автомобильного перевозчика
- Глава 40 Обязанности автомобильного перевозчика
- Глава 41 Права грузоотправителя
- Глава 42 Обязанности грузоотправителя
- Глава 43 Права грузополучателя
- Глава 44 Обязанности грузополучателя
- Глава 45 Ответственность автомобильного перевозчика и заказчика автомобильной перевозки при выполнении внутриреспубликанских автомобильных перевозок грузов
- Глава 46 Ответственность автомобильного перевозчика и заказчика автомобильной перевозки при выполнении международных автомобильных перевозок грузов
Глава 1 содержит общие положения,
Глава 2 – термины и их определения
Глава 3 определяет порядок приема груза к автомобильной перевозке
7. Автомобильный перевозчик должен принимать груз к автомобильной перевозке на основании договора, заключенного с заказчиком автомобильных перевозок.
В зависимости от условий автомобильных перевозок между автомобильным перевозчиком и заказчиком автомобильной перевозки могут заключаться:
- договор автомобильной перевозки груза;
- договор об организации автомобильных перевозок грузов по форме согласно приложению 1;
- договор фрахтования для автомобильной перевозки грузов по форме согласно приложению 2.
8. По договору автомобильной перевозки груза автомобильный перевозчик обязуется доставить вверенный ему грузоотправителем груз в пункт назначения и выдать его грузополучателю или уполномоченному на получение груза лицу, а заказчик автомобильной перевозки – оплатить автомобильную перевозку груза в установленном размере.
Заключение договора автомобильной перевозки груза подтверждается составлением товарно-транспортной накладной или иного транспортного документа. Неправильное составление товарно-транспортной накладной или иного транспортного документа, а также их утеря не влияют на действительность заключенного договора.
9. При необходимости выполнения систематических автомобильных перевозок грузов заказчик автомобильной перевозки может заключать с автомобильным перевозчиком договор об организации автомобильных перевозок грузов.
10. Автомобильная перевозка грузов с условием предоставления за плату всей или части вместимости одного или нескольких транспортных средств, пригодных для выполнения одного или нескольких рейсов по автомобильным перевозкам грузов, оформляется договором фрахтования для автомобильной перевозки грузов.
11. При наличии договора об организации автомобильных перевозок грузов заказчик автомобильной перевозки не позднее 48 часов до начала автомобильной перевозки представляет автомобильному перевозчику заявку на автомобильную перевозку груза (далее – заявка) к договору об организации автомобильных перевозок грузов по форме согласно приложению 1. По согласованию сторон заявка может быть на один день, неделю, декаду, месяц или иной срок, предусмотренный данным договором.
12. При необходимости выполнения разовых автомобильных перевозок грузов заказчик автомобильной перевозки должен заполнить разовый заказ на автомобильную перевозку груза (далее – разовый заказ) по примерной форме согласно приложению 3 и передать его автомобильному перевозчику не позднее 48 часов до начала автомобильной перевозки.
13. В случае необходимости изменений или дополнений согласованной заявки (разового заказа) заказчик автомобильной перевозки (автомобильный перевозчик) должен до 11 часов дня, предшествующего дню автомобильной перевозки, уведомить об этом другую сторону договора автомобильной перевозки груза.
14. Автомобильный перевозчик может самостоятельно определять типы и количество грузовых транспортных средств, необходимых для выполнения условий названных в части второй пункта 7 настоящих Правил договоров, если иное не предусмотрено этими договорами.
15. Автомобильный перевозчик должен в срок, определенный в договоре автомобильной перевозки груза, подать под загрузку грузовое транспортное средство, пригодное для автомобильной перевозки данного вида груза.
Автомобильный перевозчик при направлении транспортного средства под загрузку должен передать водителю следующие надлежаще оформленные документы:
- свидетельство о регистрации (технический паспорт, технический талон) механического транспортного средства, прицепа (прицепов) к нему;
- документ, подтверждающий заключение договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства;
- копию договора аренды или иного документа, подтверждающего право владения и (или) пользования грузовым транспортным средством, если автомобильный перевозчик не является его собственником;
- специальное разрешение на проезд тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования (при автомобильной перевозке соответствующих грузов).
Для выполнения международных автомобильных перевозок грузов дополнительно к перечисленным в части второй настоящего пункта документам автомобильный перевозчик должен передать водителю:
- разрешение на проезд по территории иностранных государств (при выполнении автомобильных перевозок в государства, в которых предъявляются соответствующие требования);
- сертификаты об экологической и другой безопасности грузового транспортного средства (при выполнении автомобильных перевозок в государства, в которых предъявляются соответствующие требования);
- сертификат соответствия грузового транспортного средства требованиям резолюций Европейской конференции министров транспорта (при выполнении автомобильных перевозок в государства, в которых предъявляются соответствующие требования);
- книжку МДП (при выполнении автомобильных перевозок в соответствии с требованиями Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП, 1975 год) от 14 ноября 1975 года);
- международный сертификат технического осмотра или документ, определенный Республикой Беларусь в качестве его альтернативы (при выполнении автомобильных перевозок в государства, в которых предъявляются соответствующие требования);
- свидетельство о соответствии грузового транспортного средства нормам, установленным Соглашением о международных перевозках скоропортящихся пищевых продуктов и о специальных транспортных средствах, предназначенных для этих перевозок (СПС), от 1 сентября 1970 года (при выполнении автомобильных перевозок скоропортящихся грузов и грузов, требующих соблюдения при их автомобильной перевозке специального санитарного режима);
- регистрационные листки (тахограммы) при использовании аналогового тахографа в соответствии с законодательством, требованиями Европейского соглашения, касающегося работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР), от 1 июля 1970 года, и иными международными договорами Республики Беларусь.
16. Пригодность грузового транспортного средства для автомобильной перевозки того или иного груза определяет грузоотправитель. Если грузоотправителя не удовлетворяет поданное автомобильным перевозчиком грузовое транспортное средство, то он должен составить акт о разногласиях между автомобильным перевозчиком и заказчиком автомобильной перевозки по форме согласно приложению 4 и передать его автомобильному перевозчику.
17. Автомобильный перевозчик должен перевозить груз по маршруту, определенному в договоре автомобильной перевозки груза, договоре фрахтования для автомобильной перевозки грузов или договоре об организации автомобильных перевозок грузов.
Расстояние автомобильной перевозки груза определяется в соответствии с утвержденными Министерством транспорта и коммуникаций нормами расстояний, а в случае их отсутствия – согласно картам (атласам) автомобильных дорог (планам городов), в том числе на электронных носителях. При выполнении автомобильных перевозок грузов по регулярным маршрутам расстояние автомобильной перевозки груза может определяться на основании показаний спидометра, зафиксированных в акте о замере расстояний.
18. Автомобильный перевозчик должен выполнять междугородные внутриобластные и межобластные автомобильные перевозки грузов (далее – междугородные автомобильные перевозки), а также международные автомобильные перевозки грузов в сроки, установленные в соответствующем договоре сторон, определяемые на основании рекомендуемых сроков доставки грузов при междугородных автомобильных перевозках согласно приложению 5.
Срок доставки груза исчисляется с момента приема его к автомобильной перевозке.
При задержке грузового транспортного средства с грузом в пути уполномоченными контролирующими органами срок доставки груза увеличивается на время задержки. Представителем уполномоченного контролирующего органа делается отметка в товарно-транспортной накладной или в международной товарно-транспортной накладной «CMR» о задержке грузового транспортного средства с указанием причин и времени начала и окончания задержки. В случае, если это оговорено в соответствующем договоре, автомобильный перевозчик информирует заказчика автомобильной перевозки о задержке доставки груза.
19. Типы и параметры тары и упаковки, применяемых для автомобильной перевозки грузов, должны соответствовать требованиям технических нормативных правовых актов.
20. Груз, предъявленный грузоотправителем к автомобильной перевозке в состоянии, не соответствующем требованиям настоящих Правил и условиям соответствующего договора, считается не предъявленным к автомобильной перевозке.
21. Автомобильный перевозчик может отказаться принять груз к автомобильной перевозке в следующих случаях:
- груз предъявлен в ненадлежащей таре или упаковке;
- груз не соответствует принятой к исполнению заявке или разовому заказу;
- масса предъявленной партии груза превышает грузоподъемность грузового транспортного средства либо весогабаритные параметры не соответствуют допустимым весовым и габаритным параметрам, установленным Указом Президента Республики Беларусь от 19 июня 2019 г. № 239 «О проезде тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств»;
- движение по автомобильным дорогам маршрута автомобильной перевозки временно прекращено или ограничено;
- автомобильному перевозчику не переданы надлежаще оформленные транспортные и грузосопроводительные документы.
В указанных случаях заказчик автомобильной перевозки должен возместить автомобильному перевозчику понесенные им затраты на пробег грузового транспортного средства от места стоянки (подачи) до места погрузки и обратно.
22. Грузоотправитель не должен предъявлять груз к автомобильной перевозке в следующих случаях:
- автомобильная перевозка такого груза запрещена законодательством;
- при выполнении внутриреспубликанской автомобильной перевозки грузы товарного характера (или грузы нетоварного характера, по которым не ведется складской учет товарно-материальных ценностей, но организован учет путем измерений, в том числе измерений массы и геометрических размеров) не оформлены товарно-транспортной накладной, за исключением случаев, указанных в абзацах третьем и пятом пункта 23 настоящих Правил, а в случае создания товарно-транспортных накладных в виде электронных документов не оформлен грузоотправителем и не представлен реестр товарно-транспортных накладных, создаваемых в виде электронных документов, по примерной форме согласно приложению 51. Данный реестр составляется грузоотправителем после передачи грузополучателю товарно-транспортных накладных в виде электронных документов и представления перевозчику на бумажном либо ином материальном носителе в форме, доступной и понятной для восприятия человеком (далее – материальный носитель), переданных грузополучателю товарно-транспортных накладных;
- при выполнении международной автомобильной перевозки грузы товарного характера не оформлены международной товарно-транспортной накладной «CMR»;
- предъявленные к автомобильной перевозке грузы по своим свойствам не допускаются к совместной автомобильной перевозке на одном грузовом транспортном средстве;
- на груз не оформлены соответствующие сертификаты, иные грузосопроводительные документы.
К грузосопроводительным документам, которые грузоотправитель обязан передать (обеспечить передачу) автомобильному перевозчику или его представителю, относятся:
- ветеринарный сертификат (при автомобильной перевозке животных, продуктов животного происхождения, сырья животного происхождения, корма для животных, ветеринарных препаратов и других грузов, подлежащих ветеринарному надзору);
- карантинный сертификат (при автомобильной перевозке подкарантинных материалов);
- фитосанитарный сертификат (при автомобильной перевозке соответствующих грузов);
- разрешение соответствующих органов государственного управления на вывоз грузов (при необходимости);
- первый экземпляр товарной накладной (при автомобильной перевозке грузов товарного характера, вывозимых за пределы территории Республики Беларусь в государства – члены Евразийского экономического союза), оформленной в соответствии с законодательством, а в случае создания товарной накладной в виде электронного документа – оформленный грузоотправителем реестр товарных накладных, создаваемых в виде электронных документов, по примерной форме согласно приложению 52. Данный реестр составляется грузоотправителем после передачи грузополучателю товарных накладных в виде электронных документов и представления автомобильному перевозчику на материальном носителе переданных грузополучателю товарных накладных;
- документ «ТД-ЛЕС» при транспортировке древесины, за исключением случаев последующей транспортировки древесины в заготовленном виде, ранее учтенной в единой государственной автоматизированной информационной системе учета древесины и сделок с ней (далее – ЕГАИС) и транспортированной потребителю по документу «ТД-ЛЕС»;
- иные документы, которыми в соответствии с законодательством и международными договорами Республики Беларусь должны сопровождаться грузы при автомобильной перевозке.
Автомобильный перевозчик не должен принимать груз к автомобильной перевозке в случае, когда груз создает угрозу безопасности дорожного движения, ограничивает водителю обзор, затрудняет управление грузовым транспортным средством и нарушает его устойчивость, закрывает внешние световые приборы, световозвращатели, регистрационные и опознавательные знаки, создает шум, пылит, загрязняет дороги и окружающую среду.
Запрещается выполнение внутриреспубликанской автомобильной перевозки грузов товарного характера (или грузов нетоварного характера, по которым не ведется складской учет товарно-материальных ценностей, но организован учет путем измерений, в том числе измерений массы и геометрических размеров) без наличия у сопровождающего эти грузы лица оформленных в соответствии с законодательством первого и третьего экземпляров товарно-транспортной накладной или документа «ТД-ЛЕС» при транспортировке древесины, за исключением случаев, указанных в абзацах третьем и пятом пункта 23 настоящих Правил, а в случае создания товарно-транспортной накладной в виде электронного документа – без переданной грузоотправителем грузополучателю товарно-транспортной накладной в виде электронного документа, содержащейся на материальном носителе, без реестра товарно-транспортных накладных, создаваемых в виде электронных документов, и без нахождения таких накладных в системе электронного документооборота.
23. Без оформления товарно-транспортной накладной допускается выполнение автомобильной перевозки грузов:
- нетоварного характера, по которым не ведется складской учет товарно-материальных ценностей, если по условиям соответствующего договора не требуется организовывать их учет путем измерений, в том числе измерений массы и геометрических размеров. В этом случае выполнение автомобильной перевозки грузов нетоварного характера оформляется документом, установленным в соответствующем договоре;
- поступивших из-за пределов Республики Беларусь, до пункта разгрузки, указанного в транспортных документах грузоотправителя. В этом случае сопроводительными документами на груз являются авиационная накладная (AWB), составленная в соответствии с Конвенцией для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок, от 12 октября 1929 года, железнодорожная накладная (СМГС), предусмотренная Соглашением о международном железнодорожном грузовом сообщении от 1 ноября 1951 года, международная товарно-транспортная накладная «CMR» с приложением счета-фактуры (invoice) и других документов, оформленных грузоотправителем, в том числе в виде электронного документа;
- за пределы территории Республики Беларусь, а также через территорию Республики Беларусь (транзитная автомобильная перевозка). В этом случае сопроводительными документами на груз являются международная товарно-транспортная накладная «CMR» и другие грузосопроводительные документы, оформленные грузоотправителем;
- по документу «ТД-ЛЕС» при транспортировке древесины, за исключением случаев последующей транспортировки древесины в заготовленном виде, ранее учтенной в ЕГАИС и транспортированной потребителю по документу «ТД-ЛЕС».
24. Сопровождение грузов может осуществляться автомобильным перевозчиком или заказчиком автомобильной перевозки согласно условиям соответствующего договора.
Заказчик обязан организовать сопровождение грузов в случаях, если необходимы:
- соблюдение особых условий автомобильной перевозки (взрывчатые, сжатые и самовозгорающиеся вещества, сжатые и сжиженные газы; легковоспламеняющиеся жидкости (кроме жидких топлив), отравляющие сильнодействующие ядовитые вещества, едкие вещества);
- особая охрана (драгоценные камни и металлы, ювелирные и художественные изделия, антиквариат, картины, скульптуры и другие произведения искусства);
- уход в процессе автомобильной перевозки (животные, птицы, живая рыба и пчелы);
- обязательное сопровождение алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта в соответствии с актами законодательства.
25. Автомобильный перевозчик может принять к автомобильной перевозке грузы с объявленной в заявке заказчиком автомобильной перевозки ценностью, если у него не вызывает сомнений ее величина. В противном случае он может привлечь экспертов и составить акт о реальной стоимости груза.
При осуществлении международной автомобильной перевозки заказчик автомобильной перевозки может объявить стоимость груза в международной товарно-транспортной накладной «CMR» в соответствии с Конвенцией о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ) от 19 мая 1956 года, при условии уплаты установленной по обоюдному соглашению надбавки к провозной плате.
26. Заказчик автомобильной перевозки имеет право объявить ценность при предъявлении грузов к автомобильной перевозке.
27. Объявление заказчиком автомобильной перевозки ценности части груза, перевозимого по одной товарно-транспортной накладной, не допускается.
28. При приемке-выдаче грузов, перевозимых навалом, насыпью, наливом и в контейнерах, масса этих грузов с учетом массы контейнера должна быть определена и указана грузоотправителем в товарно-транспортной накладной или в международной товарно-транспортной накладной «CMR».
29. Тарные и штучные грузы могут быть приняты автомобильным перевозчиком к автомобильной перевозке только в том случае, если в товарно-транспортной накладной или в международной товарно-транспортной накладной «CMR» грузоотправителем указаны масса грузов и количество грузовых мест.
30. Масса одного грузового места тарных и штучных грузов определяется грузоотправителем до предъявления его к автомобильной перевозке и указывается на маркировке. При автомобильной перевозке этих грузов общая масса всей партии грузов, перевозимой на одном грузовом транспортном средстве, определяется совместно грузоотправителем и автомобильным перевозчиком (их представителями) путем измерения массы (далее – взвешивание) на весах, прошедших государственную поверку, или подсчетом всех масс грузовых мест. Для отдельных видов грузов масса может определяться расчетным путем на основании измерений их характеристик.
31. Грузоотправитель должен указать в товарно-транспортной накладной, документе «ТД-ЛЕС» или в международной товарно-транспортной накладной «CMR» массу груза и способ ее определения, если масса определялась непрямым взвешиванием, и несет ответственность перед автомобильным перевозчиком за убытки, связанные с неточностью или неправильностью указания массы груза.
32. При автомобильной перевозке грузов в крытом грузовом транспортном средстве или его отдельных секциях, контейнерах или цистернах, опломбированных грузоотправителем, определение массы груза производится грузоотправителем.
33. Грузы, имеющие маркировочную массу «нетто» или «брутто», взвешиванию не подлежат. Автомобильный перевозчик при отсутствии нарушения целостности тары или упаковки принимает у грузоотправителя груз согласно массе, указанной на маркировке.
34. При предъявлении к автомобильной перевозке грузовых мест одного стандартного размера в один адрес грузоотправитель может не указывать массу каждого грузового места, за исключением случаев, когда государственными стандартами предусмотрено обязательное указание массы «брутто» и «нетто» при маркировке грузовых мест.
35. Масса груза нетоварного характера должна определяться путем взвешивания или расчетным путем на основании измерений его характеристик и указываться грузоотправителем в товарно-транспортной накладной.
36. При массовых автомобильных перевозках грунта грузоотправитель может определять его массу расчетным путем на основании измерений его характеристик.
37. При определении массы груза нетоварного характера путем взвешивания грузоотправитель должен выполнить контрольное взвешивание 5–10 автомобилей, после чего определить среднюю массу груза на одном автомобиле соответствующей марки.
38. Автомобильный перевозчик может потребовать от заказчика автомобильной перевозки дополнительной проверки массы перевозимого груза, если он сомневается в ее величине.
39. Грузы, нуждающиеся в таре для предохранения их от утраты, недостачи, порчи или повреждения при автомобильной перевозке, должны предъявляться грузоотправителем к автомобильной перевозке в исправной таре, соответствующей требованиям государственных стандартов или технических условий (номер сертификата соответствия тары должен указываться в товарно-транспортной накладной или международной товарно-транспортной накладной «CMR»).
Грузоотправитель может по согласованию с автомобильным перевозчиком предъявлять грузы в иной исправной таре, обеспечивающей их полную сохранность, за исключением бутылок, банок и другой стеклянной посуды (тары), которая должна предъявляться к автомобильной перевозке только в стандартных ящиках, предназначенных для соответствующего вида посуды.
40. Если при наружном осмотре тары или упаковки предъявленного к автомобильной перевозке груза автомобильным перевозчиком установлены дефекты, которые могут привести к утрате, порче или повреждению груза, грузоотправитель должен устранить дефекты или провести работы, обеспечивающие сохранность груза при автомобильной перевозке.
41. Масса одного места груза, предъявляемого грузоотправителем к автомобильной перевозке, не должна превышать грузоподъемности грузового транспортного средства.
42. Тара, обеспечивающая механизированную погрузку-разгрузку груза, должна иметь снизу планки, полозья или другие приспособления, позволяющие подвести под нее грузовые захваты погрузочной машины или специального грузоперемещающего устройства.
43. Домашние животные, мясо и мясные продукты, растения, фрукты, овощи, семена и другие подкарантинные материалы должны приниматься к автомобильной перевозке при наличии соответствующих ветеринарных свидетельств, разрешений или карантинных сертификатов, выдаваемых в установленном порядке.
44. Прием к автомобильной перевозке грузов в части, не предусмотренной настоящим разделом, производится в соответствии с разделом III настоящих Правил.
[...]
В Главе 9 содержится порядок составления актов, предъявления и рассмотрения претензий и исков:
102. В случае возникновения разногласий между автомобильным перевозчиком и заказчиком автомобильной перевозки, вызванных несохранностью груза при автомобильной перевозке, оформляется акт о несохранности груза при автомобильной перевозке по форме согласно приложению 8, а при других обстоятельствах – акт о разногласиях между автомобильным перевозчиком и заказчиком автомобильной перевозки по форме согласно приложению 4.
103. Представители автомобильного перевозчика и заказчика автомобильной перевозки должны подписать соответствующий акт, а при несогласии с его содержанием – изложить в нем свое мнение.
104. Если представитель автомобильного перевозчика отказывается подписать соответствующий акт, заказчик автомобильной перевозки должен в течение суток письменно известить об этом автомобильного перевозчика. Автомобильный перевозчик в течение трех рабочих дней со дня получения извещения должен рассмотреть сложившуюся ситуацию и сообщить данному заказчику о принятом решении.
105. Акт составляется в двух экземплярах, первый передается автомобильному перевозчику вместе с товарно-транспортной накладной или международной товарно-транспортной накладной «CMR», за исключением товарно-транспортной накладной, создаваемой в виде электронного документа, второй – заказчику автомобильной перевозки.
106. Факт составления соответствующего акта должен быть отражен в товарно-транспортной накладной или международной товарно-транспортной накладной «CMR», а в случае создания товарно-транспортной накладной в виде электронного документа – и в реестре товарно-транспортных накладных, создаваемых в виде электронных документов. Соответствующие изменения и (или) дополнения в товарно-транспортную накладную, создаваемую в виде электронного документа, вносятся в порядке, установленном законодательством.
107. До предъявления заказчиком автомобильной перевозки иска автомобильному перевозчику необходимо предъявить претензию.
108. Основанием для предъявления автомобильным перевозчиком претензии к заказчику автомобильной перевозки за простой грузового транспортного средства на погрузке (разгрузке), если иное не предусмотрено соглашением сторон, служат отметки в товарно-транспортной накладной или в международной товарно-транспортной накладной «CMR», а в случае создания товарно-транспортной накладной в виде электронного документа – в реестре товарно-транспортных накладных, создаваемых в виде электронных документов, о времени прибытия и убытия грузового транспортного средства.
109. Основанием для предъявления автомобильным перевозчиком претензий к заказчику автомобильной перевозки за простой грузового транспортного средства в месте стоянки служит письменный отказ этого заказчика от выполнения договора автомобильной перевозки груза.
110. Передача заказчиком автомобильной перевозки права на предъявление претензий или исков другим юридическим или физическим лицам не допускается, за исключением случаев передачи такого права экспедитору, а также грузоотправителем грузополучателю или грузополучателем грузоотправителю. При этом в товарно-транспортной накладной или международной товарно-транспортной накладной «CMR» делается соответствующая запись, заверяется подписями руководителя и главного бухгалтера грузоотправителя (грузополучателя), а также печатью. Соответствующие изменения и (или) дополнения в товарно-транспортную накладную, создаваемую в виде электронного документа, вносятся в порядке, установленном законодательством.
111. Претензии на возмещение ущерба за утрату, порчу, недостачу или повреждение груза должны предъявляться по каждой отправке в отдельности.
По однородным грузам одного грузоотправителя в адрес одного грузополучателя допускается предъявление одной претензии на группу отправок, но не более пяти.
112. Претензия не должна объединять требования, для рассмотрения которых необходима товарно-транспортная накладная, с требованиями, для которых этот документ не нужен.
113. В претензии должны быть указаны причина ее составления, сумма ущерба, почтовый адрес заявителя и его банковские реквизиты, дата составления претензии.
Претензия должна быть подписана ее заявителем.
114. К претензии должны прилагаться товарно-транспортная накладная или международная товарно-транспортная накладная «CMR», реестр товарно-транспортных накладных, создаваемых в виде электронных документов, соответствующий акт, расчет ущерба и при необходимости другие документы, необходимые для ее рассмотрения.
115. Претензии к автомобильному перевозчику могут быть предъявлены заказчиком автомобильной перевозки в течение шести месяцев.
116. Срок предъявления претензии исчисляется:
- по истечении 30 суток со дня окончания срока доставки груза при междугородных автомобильных перевозках и 10 суток со дня приема груза при городских и пригородных автомобильных перевозках – по претензиям на возмещение стоимости груза при его утрате;
- со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления претензии, – во всех остальных случаях.
117. Претензия, переданная автомобильному перевозчику без приложения необходимых документов, возвращается заявителю в 10-дневный срок со дня ее получения с указанием причин возврата. При этом срок, установленный для ее предъявления, не прерывается.
118. Днем предъявления заказчиком автомобильной перевозки претензии считается день передачи заявления на почту или непосредственно автомобильному перевозчику под расписку.
119. О результатах рассмотрения претензий автомобильный перевозчик должен уведомить заказчика автомобильной перевозки в 30-дневный срок. В случае отклонения претензии автомобильным перевозчиком он должен указать причины.
120. При частичном удовлетворении или отклонении претензии автомобильный перевозчик возвращает претензию заказчику автомобильной перевозки вместе с прилагаемыми документами.
При удовлетворении претензии в полном объеме документы, представленные заказчиком автомобильной перевозки, не возвращаются.
121. Иск к автомобильному перевозчику может быть предъявлен заказчиком автомобильной перевозки в случае отказа автомобильного перевозчика удовлетворить претензию либо неполучения от него ответа в 30-дневный срок.
122. Срок исковой давности по требованиям, вытекающим из автомобильной перевозки груза, составляет один год с даты получения ответа на предъявленную претензию.
Глава 10 регламентирует особенности предъявления претензий и исков при международной автомобильной перевозке грузов
123. В случае, если при приемке груза от автомобильного перевозчика недостача, порча или повреждение груза имели скрытый характер и были обнаружены грузополучателем после его принятия от автомобильного перевозчика, то грузополучатель может в течение 7 дней со дня принятия груза, исключая выходные дни, государственные праздники и праздничные дни, установленные и объявленные в порядке, предусмотренном законодательством о труде, нерабочими, направить автомобильному перевозчику претензию. В противном случае считается, что грузополучатель получил груз в состоянии, соответствующем описанному в товарно-транспортной накладной «CMR».
124. При просрочке в доставке груза грузополучатель может потребовать уплаты возмещения лишь в том случае, если он направил претензию автомобильному перевозчику в течение 21 дня со дня получения груза в свое распоряжение.
125. При истечении сроков в каждом конкретном случае день выдачи груза или день проверки либо день передачи груза в распоряжение грузополучателя в срок не засчитывается.
126. По всем спорам, возникающим при международной автомобильной перевозке грузов, истец может обратиться в суд страны, в которой ответчик зарегистрирован как субъект предпринимательской деятельности или в которой груз был принят к автомобильной перевозке от грузоотправителя (выдан грузополучателю). Обращение в другие суды не допускается.
127. Если в отношении какого-либо спора иск находится на рассмотрении в суде или в отношении такого иска этим судом было вынесено решение, то новый иск между одними и теми же заявителями и ответчиками не допускается, кроме тех случаев, когда решение суда, в который был предъявлен первый иск, не подлежит исполнению в стране, возбуждающей новое рассмотрение дела.
128. В случае автомобильной перевозки грузов несколькими автомобильными перевозчиками иски в связи с утратой, повреждением или просрочкой в доставке грузов могут быть предъявлены только первому перевозчику, последнему перевозчику или перевозчику на том этапе, на котором произошло событие, вызвавшее утрату, повреждение или просрочку в доставке. Также иск может быть предъявлен одновременно нескольким этим перевозчикам.
Исключение составляют случаи, когда дело не касается встречного иска или возражения, заявленного на одной из стадий рассмотрения иска, относящегося к требованию, основанному на том же договоре автомобильной перевозки груза.
Автомобильный перевозчик, желающий предъявить регрессный иск, может предъявить его в компетентном суде страны, в которой один из перевозчиков, участвовавших в автомобильной перевозке, зарегистрирован как субъект предпринимательской деятельности. Регрессный иск может быть возбужден в одном и том же суде против всех перевозчиков, участвовавших в автомобильной перевозке.
129. Срок исковой давности и начало течения срока исковой давности для рассмотрения вопросов, связанных с международной автомобильной перевозкой грузов, устанавливаются Конвенцией о договоре международной перевозки грузов (КДПГ) от 19 мая 1956 года.
[...]
В главе 36 определны требования к автомобильным перевозчикам:
334. Автомобильный перевозчик не должен находиться в процессе ликвидации или быть признанным банкротом в соответствии с законодательством об урегулировании неплатежеспособности. У него должен иметься штатный специалист (специалисты), ответственный за организацию и выполнение автомобильных перевозок грузов, водителей и грузовые транспортные средства, соответствующие требованиям, установленным настоящими Правилами и иными актами законодательства.
335. Автомобильный перевозчик, выполняющий международные автомобильные перевозки грузов, дополнительно к требованиям пункта 334 настоящих Правил должен привлекать к выполнению международных автомобильных перевозок грузов водителей, уровень подготовки которых соответствует требованиям, установленным законодательством, и отвечать критериям финансового состояния, установленным в пункте 3352 настоящих Правил, а при выполнении международных автомобильных перевозок грузов с использованием разрешений на проезд транспортных средств, зарегистрированных в Республике Беларусь, по территории иностранных государств при выполнении международных автомобильных перевозок грузов, выдаваемых для проезда по территории нескольких иностранных государств, – также отвечать критериям деловой репутации, установленным в пункте 3351 настоящих Правил.
3351. Деловая репутация автомобильного перевозчика считается подтвержденной, если:
- лицо (лица), ответственное (ответственные) за организацию и выполнение автомобильных перевозок грузов, не имеет (не имеют) неснятой или непогашенной судимости за совершение преступлений против собственности и порядка осуществления экономической деятельности, нарушение правил охраны труда;
- в отношении автомобильного перевозчика в течение двенадцати месяцев, предшествующих месяцу, в котором производится подтверждение деловой репутации, не принималось решений о приостановлении или прекращении действия лицензии на осуществление деятельности в области автомобильного транспорта в отношении составляющей по выполнению международных автомобильных перевозок грузов.
Соответствие автомобильного перевозчика, выполняющего международные автомобильные перевозки грузов, критерию деловой репутации, указанному в абзаце втором части первой настоящего пункта, подтверждается предоставляемыми автомобильным перевозчиком сведениями о правонарушениях, хранящимися в едином государственном банке данных о правонарушениях, получаемыми в соответствии с Положением о порядке функционирования единой государственной системы регистрации и учета правонарушений, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20 июля 2006 г. № 909. Дата получения указанных сведений, хранящихся в едином государственном банке данных о правонарушениях, должна быть не более чем на 30 календарных дней ранее даты подтверждения соответствия критерию деловой репутации.
Подтверждение соответствия автомобильного перевозчика, выполняющего международные автомобильные перевозки грузов, критерию деловой репутации, указанному в абзаце третьем части первой настоящего пункта, осуществляется Министерством транспорта и коммуникаций или уполномоченной им организацией.
Если из документов, предоставленных автомобильным перевозчиком, выполняющим международные автомобильные перевозки грузов, следует, что он не отвечает критерию деловой репутации, указанному в абзаце втором части первой настоящего пункта, то Министерство транспорта и коммуникаций или уполномоченная им организация должны выдать предписание об объявлении лица (лиц), ответственного (ответственных) за организацию и выполнение автомобильных перевозок грузов, не соответствующими требованиям деловой репутации и необходимости назначения ответственным за организацию и выполнение автомобильных перевозок грузов иного штатного специалиста в течение 30 календарных дней со дня получения указанного предписания.
3352. Для подтверждения своего финансового состояния автомобильный перевозчик, выполняющий международные автомобильные перевозки грузов, являющийся:
- юридическим лицом, должен иметь в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении основные средства и иные долгосрочные активы, стоимость которых эквивалентна сумме не менее 9000 евро (по официальному курсу, установленному Национальным банком) на одно грузовое механическое транспортное средство и 5000 евро (по официальному курсу, установленному Национальным банком) на каждое последующее;
- индивидуальным предпринимателем, должен иметь в собственности имущество (за исключением жилых домов, жилых помещений (квартиры, комнаты), долей в праве собственности на жилые дома, жилые помещения (квартиры, комнаты) на сумму не менее 9000 евро (по официальному курсу, установленному Национальным банком) на одно грузовое механическое транспортное средство и 5000 евро (по официальному курсу, установленному Национальным банком) на каждое последующее.
Документами, подтверждающими финансовое состояние автомобильного перевозчика, являются для:
- юридических лиц – бухгалтерский баланс за январь–декабрь предыдущего года или при его отсутствии в случаях, определенных налоговым законодательством, иной документ, подтверждающий наличие в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении основных средств или иных долгосрочных активов, указанных в абзаце втором части первой настоящего пункта;
- индивидуальных предпринимателей – документы, подтверждающие наличие в собственности имущества, указанного в абзаце третьем части первой настоящего пункта.
Для определения стоимости основных средств, долгосрочных активов или имущества в расчете на одно грузовое механическое транспортное средство принимается количество грузовых механических транспортных средств автомобильного перевозчика:
- при предоставлении бухгалтерского баланса – на конечную дату периода, за который составлен бухгалтерский баланс;
- при предоставлении иного документа, подтверждающего наличие в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении основных средств или иных долгосрочных активов, – на дату составления документа.
Документы, подтверждающие финансовое состояние автомобильного перевозчика, передаются автомобильным перевозчиком в Министерство транспорта и коммуникаций или в уполномоченную им организацию в порядке и сроки, устанавливаемые Министерством транспорта и коммуникаций.
[...]
Приложения к правилам содержат:
- Форму договора об организации автомобильных перевозок грузов
- Форму заявки на автомобильную перевозку груза
- Форму графика автомобильных перевозок грузов
- Форму договора о фрахтовании для автомобильной перевозки груза
- Форму разового заказа на автомобильную перевозку груза
- Форму акта о разногласиях между автомобильным перевозчиком и заказчиком автомобильной перевозки
- Рекомендуемые сроки доставки грузов при междугородных автомобильных перевозках
- Форму реестра товарно-транспортных накладных, создаваемых в виде электронных документов
- Способы навешивания пломб
Чтобы купить документ воспользуйтесь этим счетом или просто позвоните по любому из номеров (017) 385-94-44, (029) 385-96-66. Издательство обеспечит бесплатную доставку в любую точку Беларуси. Доставка осуществляется заказными бандеролями или экспресс-посылками, которые прибудут прямо по указанному вами адресу и будут переданы вам под роспись.