Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (КОАП) (редакция 2021 г.)

Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (КоАП)

Новый Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (КОАП), в редакции Закона Республики Беларусь от 6 января 2021 года № 91-З основывается на Конституции Республики Беларусь, общепризнанных принципах международного права и нормах международных договоров Республики Беларусь, иных международно-правовых актов, содержащих обязательства Республики Беларусь, национальных традициях, социальных и культурных ценностях белорусского народа и определяет: 1) деяния, которые являются административными правонарушениями; 2) основания и условия административной ответственности; 3) административные взыскания и профилактические меры воздействия, которые могут быть применены к физическим лицам, совершившим административные правонарушения, и юридическим лицам, подлежащим административной ответственности в соответствии Кодексом. Кодекс вступает (вступил) в силу 1 марта 2021 г. 12.3
КоАП и ПИКоАП в одном сборнике
Связанный документ: Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (ПИКоАП),
См. также: Кодексы Республики Беларусь 2021 года
Дата обновления страницы:
Вступление в силу: 1 марта 2021 г.
Количество страниц: 340
Переплет: Твердый переплет
Распространение: Издательство «ЭНЕРГОПРЕСС»
Цена: 49.54 руб. BYN
Скидки: 15% – 35% (от 10 – до 100 экз.)
Доставка: Бесплатная доставка по всей республике.
Скачать PDF Оглавление и ознакомительный фрагмент
Заказ: Счет-фактура или: (029) 385-96-66

Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (КОАП), 2021 г.

Законом Республики Беларусь от 6 января 2021 г. № 93-З «О введении в действие кодексов» с 1 марта 2021 года вводятся в действие:

В связи с введением в действие КоАП и ПИКоАП c 1 марта утрачивают силу:

  • Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 21 апреля 2003 г. (КоАП 2003 г.), а также все законы (их отдельные положения), которыми внесены изменения в КоАП 2003 г. в период со дня его принятия до 1 марта 2021 г.;
  • Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 20 декабря 2006 г., а также все законы (их отдельные положения), которыми внесены изменения в этот Кодекс в период со дня его принятия до 1 марта 2021 г.;
  • Закон Республики Беларусь от 31 декабря 2006 г. № 208-З «О введении в действие Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях».

КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
6 января 2021 г. № 91-З

(Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 22.01.2021, 2/2811)

Принят Палатой представителей 18 декабря 2020 г.
Одобрен Советом Республики 18 декабря 2020 г.

(ИЗВЛЕЧЕНИЕ)

РАЗДЕЛ I
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

ГЛАВА 1
КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ. ЕГО ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ

Статья 1.1. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях*

1. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях основывается на Конституции Республики Беларусь, общепризнанных принципах международного права и нормах международных договоров Республики Беларусь, иных международно-правовых актов, содержащих обязательства Республики Беларусь, национальных традициях, социальных и культурных ценностях белорусского народа и определяет:

  • 1) деяния, которые являются административными правонарушениями;
  • 2) основания и условия административной ответственности;
  • 3) административные взыскания и профилактические меры воздействия, которые могут быть применены к физическим лицам, совершившим административные правонарушения, и юридическим лицам, подлежащим административной ответственности в соответствии с настоящим Кодексом.

2. Настоящий Кодекс является единственным законом об административных правонарушениях, действующим на территории Республики Беларусь. Нормы других законодательных актов, предусматривающие административную ответственность, являются составной частью законодательства об административных правонарушениях, подлежат применению с учетом положений настоящего Кодекса и включению в него.

______________________________
* Статьи в настоящем Кодексе обозначаются несколькими арабскими цифрами, разделенными точками. Цифры до точки обозначают номер главы, а после точки – порядковый номер статьи в пределах главы; части статей и примечаний (за исключением имеющих одну часть) нумеруются арабскими цифрами с точкой, пункты частей статей – арабскими цифрами со скобкой.

Статья 1.2. Задачи и принципы Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях

1. Задачами Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях являются защита жизни, здоровья, прав, свобод и законных интересов физических лиц, интересов общества и государства, прав и законных интересов юридических лиц (далее, если не установлено иное, – охраняемые интересы), а также предупреждение административных правонарушений.

2. Суд, органы, ведущие административный процесс, реализуют в пределах своей компетенции мероприятия, направленные на:

  • 1) предупреждение (профилактику) административных правонарушений, в том числе выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений;
  • 2) повышение правосознания и правовой культуры физических лиц, их воспитание в духе соблюдения настоящего Кодекса и иных актов законодательства, международных договоров Республики Беларусь и иных международно-правовых актов, содержащих обязательства Республики Беларусь, уважения национальных традиций, социальных и культурных ценностей белорусского народа, прав и свобод других лиц.

3. Настоящий Кодекс основывается на принципах законности, справедливости, гуманизма, равенства перед законом, а также виновной ответственности физических лиц.

Статья 1.3. Принцип законности

1. Привлечение физических и юридических лиц к административной ответственности и освобождение их от административной ответственности, наложение на них административных взысканий, применение в отношении них профилактических мер воздействия осуществляются не иначе как по постановлению (за исключением устного замечания) суда, органа, ведущего административный процесс, и на основании положений настоящего Кодекса.

2. Положения настоящего Кодекса не подлежат расширительному толкованию. Их применение по аналогии не допускается.

Статья 1.4. Принцип справедливости

1. Административная ответственность должна быть справедливой. Административные взыскания, профилактические меры воздействия должны устанавливаться и применяться с учетом характера и вредных последствий совершенного административного правонарушения, а также обстоятельств его совершения. Никто не может быть дважды привлечен к административной ответственности за одно и то же административное правонарушение.

2. Административное взыскание может налагаться при отсутствии достаточных оснований применения профилактических мер воздействия и должно быть соразмерным тяжести совершенного административного правонарушения и соответствовать цели его наложения.

3. Физическому лицу, совершившему административное правонарушение, должно быть назначено административное взыскание (применена профилактическая мера воздействия), необходимое и достаточное для его воспитания.

4. Административная ответственность юридического лица может наступать в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, когда ответственность виновного работника этого юридического лица, исходя из задач и принципов настоящего Кодекса, недостаточна ввиду причинения административным правонарушением значительного вреда охраняемым интересам. В этих целях настоящий Кодекс определяет соответствующие основания и условия административной ответственности юридического лица.

5. Административное взыскание, налагаемое на юридическое лицо и индивидуального предпринимателя, не имеет своими целями приведение к экономической несостоятельности (банкротству), причинение вреда их деловой репутации.

Статья 1.5. Принцип гуманизма

1. Административная ответственность должна быть гуманной. Наложение административного взыскания на физическое лицо, совершившее административное правонарушение, не имеет своими целями унижение его человеческого достоинства, причинение ему физических или нравственных страданий.

2. Административные взыскания, а также профилактические меры воздействия, применяемые в отношении несовершеннолетних, не должны причинять вред их здоровью и интеллектуальному развитию.

Статья 1.6. Принцип равенства перед законом

1. Физические лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом и подлежат административной ответственности независимо от их пола, расы, национальности, языка, происхождения, гражданства, имущественного и должностного положения, места жительства или места пребывания, убеждений, отношения к религии, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств.

2. Юридические лица при привлечении к административной ответственности равны перед законом и подлежат административной ответственности независимо от формы собственности, места нахождения, организационно-правовой формы, подчиненности и других обстоятельств, обусловленных особенностями их создания и осуществляемой деятельностью.

Статья 1.7. Принцип виновной ответственности физического лица

Физическое лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Статья 1.8. Действие Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях в пространстве

1. Административной ответственности в соответствии с настоящим Кодексом подлежат физическое или юридическое лицо, совершившее административное правонарушение на территории Республики Беларусь, а также физическое лицо, совершившее административное правонарушение на:

  • 1) судне, плавающем под Государственным флагом Республики Беларусь, находящемся вне пределов внутренних вод Республики Беларусь;
  • 2) воздушном судне, зарегистрированном в Республике Беларусь, находящемся в воздушном пространстве вне пределов Республики Беларусь;
  • 3) военном корабле или военном воздушном судне Республики Беларусь независимо от места их нахождения;
  • 4) территории официального представительства Республики Беларусь, на которую распространяется административная юрисдикция Республики Беларусь.

2. Находящиеся на территории Республики Беларусь иностранные граждане и лица без гражданства, иностранные юридические лица подлежат административной ответственности на общих основаниях с гражданами Республики Беларусь и юридическими лицами Республики Беларусь.

3. Вопрос об ответственности за административное правонарушение, совершенное на территории Республики Беларусь иностранным гражданином, который в соответствии с международными договорами Республики Беларусь пользуется иммунитетом от административной юрисдикции Республики Беларусь, разрешается дипломатическим путем.

4. Гражданин Республики Беларусь и лицо без гражданства, постоянно проживающие в Республике Беларусь, совершившие административные правонарушения вне ее пределов, подлежат ответственности в соответствии с настоящим Кодексом, если совершенные ими деяния признаны в Республике Беларусь административными правонарушениями и наказуемы в государстве, на территории которого они были совершены, и если эти лица не были привлечены к ответственности в этом государстве. В таких случаях административное взыскание налагается на лицо в соответствии с санкцией, но не выше верхнего предела, предусмотренного законом государства, на территории которого было совершено правонарушение.

Статья 1.9. Действие Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях во времени

1. Противоправность деяния и административная ответственность определяются актом законодательства, действовавшим во время совершения этого деяния. Временем его совершения признается время осуществления противоправного действия (бездействия) независимо от времени наступления последствий.

2. Акт законодательства имеет обратную силу, то есть распространяется на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого акта законодательства в силу и в отношении которого постановление о наложении административного взыскания или применении профилактических мер воздействия не исполнено, в случаях, когда он:

  • 1) устраняет противоправность соответствующего деяния. Со дня вступления в силу такого акта законодательства деяние, совершенное до момента вступления этого акта в силу, не является административным правонарушением;
  • 2) смягчает или отменяет административную ответственность;
  • 3) иным образом улучшает положение лица, совершившего административное правонарушение.

3. Акт законодательства, устанавливающий противоправность деяния, усиливающий ответственность, иным образом ухудшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, обратной силы не имеет.

Статья 1.10. Разъяснение отдельных терминов Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях

1. Для целей единообразного и точного применения терминов, используемых в настоящем Кодексе, принимаются следующие их определения, если из содержания настоящего Кодекса не вытекает иное:
  • 1) вред – вред жизни или здоровью либо имущественный или моральный вред, подлежащие денежному измерению;
  • 2) группа лиц – два и более физических лица, совместно участвующие в совершении административного правонарушения в качестве исполнителей;
  • 3) должностное лицо – физическое лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию выполняющее в организациях, Вооруженных Силах Республики Беларусь, других войсках и воинских формированиях организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции либо уполномоченное в установленном порядке организациями, Вооруженными Силами Республики Беларусь, другими войсками и воинскими формированиями на совершение юридически значимых действий, а также государственный служащий, имеющий право в пределах своей компетенции отдавать распоряжения или приказы и принимать решения относительно лиц, не подчиненных ему по службе;
  • 4) заведомо – признак, указывающий, что физическому лицу, совершающему административное правонарушение, известны юридически значимые обстоятельства, предусмотренные настоящим Кодексом;
  • 5) индивидуальный предприниматель – физическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и зарегистрированное в установленном порядке;
  • 6) лицо, заменяющее родителей, – опекун, попечитель;
  • 7) малолетний – физическое лицо, которое на день совершения административного правонарушения не достигло возраста четырнадцати лет;
  • 8) незначительный размер ущерба – размер ущерба на сумму до сорока базовых величин;
  • 9) несовершеннолетний – физическое лицо, которое на день совершения административного правонарушения не достигло возраста восемнадцати лет;
  • 10) орган, ведущий административный процесс, – государственный орган, в пределах своей компетенции рассматривающий и разрешающий дело об административном правонарушении, должностное лицо государственного органа (государственной организации), в пределах своей компетенции составляющее протокол об административном правонарушении и ведущее подготовку дела об административном правонарушении к рассмотрению, налагающее административное взыскание, применяющее профилактические меры воздействия;
  • 11) попытка совершения административного правонарушения – умышленное действие физического лица, непосредственно направленное на совершение административного правонарушения, если при этом оно не было доведено до конца по не зависящим от этого лица обстоятельствам;
  • 12) санкция – вид, размер и срок административного взыскания, установленные за совершение административного правонарушения соответствующей статьей (частью статьи, если статья состоит из нескольких частей) Особенной части настоящего Кодекса;
  • 13) суд – образованный в установленном законодательными актами порядке суд, рассматривающий и разрешающий дела об административных правонарушениях;
  • 14) физическое лицо – гражданин Республики Беларусь, иностранный гражданин или лицо без гражданства, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

2. Термины «административный процесс», «близкие родственники», «дело об административном правонарушении», «постановление», «члены семьи», применяемые в настоящем Кодексе, имеют значения, определенные Процессуально-исполнительным кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – ПИКоАП).

РАЗДЕЛ II
АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ. АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

ГЛАВА 2
АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ

Статья 2.1. Понятие административного правонарушения

1. Административным правонарушением признается противоправное виновное деяние (действие или бездействие) физического лица, а равно противоправное деяние юридического лица, за совершение которого установлена административная ответственность.

2. Административная ответственность физического лица наступает, если в совершенном деянии нет состава преступления.

3. Административная ответственность за попытку совершения административного правонарушения наступает в случаях, прямо предусмотренных Особенной частью настоящего Кодекса.

Статья 2.2. Категории административных правонарушений

1. В зависимости от характера и степени общественной вредности административные правонарушения подразделяются на:

  • 1) административные проступки;
  • 2) значительные административные правонарушения;
  • 3) грубые административные правонарушения.

2. К административным проступкам относятся административные правонарушения, за совершение которых предусмотрено наложение административного взыскания в виде штрафа в размере, не превышающем:

  • 1) для физического лица – десяти базовых величин;
  • 2) для индивидуального предпринимателя – двадцати пяти базовых величин;
  • 3) для юридического лица – пятидесяти базовых величин.

3. К значительным относятся административные правонарушения, за совершение которых предусмотрено наложение административного взыскания в виде конфискации, депортации, штрафа в размере, определенном в процентном либо кратном отношении к стоимости предмета совершенного административного правонарушения, сумме ущерба, выручки, сделки, внешнеторговой операции или дохода, разнице между фактической выручкой, полученной от реализации товаров (работ, услуг), и расчетной величиной выручки от реализации товаров (работ, услуг), либо в размере, превышающем:

  • 1) для физического лица – десять базовых величин;
  • 2) для индивидуального предпринимателя – двадцать пять базовых величин;
  • 3) для юридического лица – пятьдесят базовых величин.

4. К грубым относятся административные правонарушения, за совершение которых предусмотрено наложение административного взыскания в виде общественных работ, административного ареста, лишения права заниматься определенной деятельностью, а также повторное совершение которых влечет уголовную ответственность.

Статья 2.3. Вина и ее формы

1. Вина – психическое отношение физического лица к совершенному им противоправному деянию, выраженное в форме умысла или неосторожности. Виновным в совершении административного правонарушения может быть признано только вменяемое физическое лицо.

2. Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если физическое лицо, его совершившее, сознавало противоправность своего деяния, предвидело его вредные последствия и желало или сознательно допускало наступление этих последствий либо относилось к ним безразлично.

3. Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если физическое лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего деяния, но без достаточных оснований легкомысленно рассчитывало на их предотвращение либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло их предвидеть.

4. Форма вины при совершении административного правонарушения, не связанного с наступлением вредных последствий, устанавливается по отношению физического лица к совершенному противоправному деянию.

Статья 2.4. Повторность и совокупность административных правонарушений

1. Повторностью административных правонарушений признается совершение двух или более правонарушений, предусмотренных одной и той же статьей Особенной части настоящего Кодекса либо ее частью (когда статья состоит из частей).

2. Повторность административных правонарушений отсутствует, если за ранее совершенное правонарушение:

  • 1) лицо было освобождено от административной ответственности по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом;
  • 2) истек срок, по окончании которого лицо считается не подвергавшимся административному взысканию за совершенное административное правонарушение.

3. Совокупностью административных правонарушений признается совершение двух или более правонарушений, предусмотренных различными статьями либо частями статьи (когда статья состоит из частей) Особенной части настоящего Кодекса, ни за одно из которых физическое или юридическое лицо не было привлечено к административной ответственности.

4. Если административное правонарушение предусмотрено различными частями статьи (статей) либо статьями Особенной части настоящего Кодекса, когда статьи состоят из одной части, из которых одна норма является общей, а другая – специальной, совокупность административных правонарушений отсутствует и административная ответственность наступает по специальной норме.

Статья 2.5. Длящееся административное правонарушение

Длящимся административным правонарушением признается деяние, предусмотренное настоящим Кодексом, сопряженное с последующим длительным невыполнением обязанностей, возложенных на физическое или юридическое лицо актом законодательства под угрозой административного взыскания. Длящееся административное правонарушение начинается со дня совершения указанного деяния и заканчивается вследствие действий лица, его совершающего, свидетельствующих о прекращении им продолжения административного правонарушения, или с наступлением событий, препятствующих дальнейшему его совершению.

[...]

РАЗДЕЛ IV
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Настоящий Кодекс вводится в действие специальным законом.

Президент Республики Беларусь
А.Лукашенко

Кодекс состояит из двух частей – Общей и Особенной, включающих четыре раздела. Общая часть содержит шестьдесят шесть статей, объединенных в девять глав. Особенная часть – триста тридцать одну статью в семнадцати главах. Ниже приведен полный перечень его разделов, глав и статей.

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ РАЗДЕЛ II. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ. АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РАЗДЕЛ III. ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ МЕРЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ И АДМИНИСТРАТИВНОЕ ВЗЫСКАНИЕ РАЗДЕЛ IV. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
  • ГЛАВА 26. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ ПРОТИВ ПОРЯДКА ПРИПИСКИ ГРАЖДАН К ПРИЗЫВНЫМ УЧАСТКАМ, ПРИЗЫВА НА ВОИНСКУЮ СЛУЖБУ И ВОИНСКОГО УЧЕТА

      Издательство «ЭНЕРГОПРЕСС» выпустило оба Кодекса (КоАП и ПИКоАП) как отдельными изданиями, так и совместно в одном сборнике.

      Книги издается в твердом переплете, напечатаны крупным читаемым шрифтом. По этой ссылке вы найдете ознакомительный фрагмент издания.

      При заказе Кодексов с помощью сайта, издательство обеспечит его бесплатную доставку в любую точку Беларуси. Доставка осуществляется заказными бандеролями или экспресс-посылками, которые прибудут прямо по указанному вами адресу и будут переданы вам под роспись.

      Для быстрого заказа воспользуйтесь этим счетом или позвоните в издательство по любому из номеров: (029) 385-96-66, (017) 385-96-66.